Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО
РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
(Архангельск, 25–27 апреля 2019 г.)
Архангельск
САФУ
2019
Стр.2
УДК [332.14+37+1+316+81’22](08)
ББК [65.9(211)+74+87+60.5+81.2]я43
Р170
Рецензенты: Гришаева Л.И., д-р филол. наук, профессор Воронежского
государственного университета, г. Воронеж;
Корниенко Е.Р., канд пед. наук, доцент Северного государственного
медицинского университета, г. Архангельск
Редколлегия: Щипицина Л.Ю. (отв. ред.), Ушакова Н.Л.
Составитель: Щипицина Л.Ю.
Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения
Р170
в гуманитарной сфере [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской
научно-практической конференции (Архангельск, 25–27 апреля 2019 г.) /
отв. ред. Л.Ю. Щипицина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019. – 214 с.
ISBN 978-5-261-01417-1
Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции,
посвященной проблемам развития гуманитарной сферы Северо-Арктического
региона, в частности, вопросам подготовки кадров для Арктики, философскому и
социологическому анализу человека и общества, а также вопросам теории языка и
иноязычной подготовки специалистов для арктического региона и других регионов
России.
Издание адресуется специалистам гуманитарных научных направлений, а также
всем, кто интересуется проблемами комплексного освоения Российской Арктики.
Development of the North-Arctic region: problems and solutions in the human
studies: paper collection of the Russian scientific conference (Arkhangelsk, April 25–
27th 2019) / ed. by Larisa Yu. Shchipitsina. Arkhangelsk: NArFU, 2019. 198 p.
The paper collection contains materials of the Russian Scientific Conference devoted
to the problems of development of the humanitarian sphere of the North-Arctic region,
in particular, issues of professionals training for the Arctic, philosophical and sociological
analysis of a person and society, as well as issues of language theory and foreign
language training for Arctic region and other regions of Russia.
The publication is addressed to specialists in human studies, as well as to all who are
interested in the problems of the integrated development of the Russian Arctic.
УДК [332.14+37+1+316+81’22](08)
ББК [65.9(211)+74+87+60.5+81.2]я43
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01417-1
© Щипицина Л.Ю., составление, 2019
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2019
2
Стр.3
Содержание
Раздел 1. Подготовка кадров для Северо-Арктического
региона
ЛИБЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Авдонина Н.С. ………………………………………………………………………..
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-СОЦИОЛОГОВ
Козлов М.И.……………………...…………………………………………………..
ТРАДИЦИОННОЕ И МУЗЕЙНОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЕЙНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Минаева Т.С. …………………………………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ
РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ» В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Чуракова О.В., Бабич А.Н. …………………………………………………………..
7
12
15
20
Раздел 2. Общество - государство - человек: философские воззрения
и социологический анализ
«АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ» КАК МОЩНЫЙ КОММУНИКАЦИОННЫЙ
ИСТОЧНИК АНАЛИТИКИ
Атажанов Х.А., Отениязова Г.Ж…………………………………………………………
24
ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: МНЕНИЯ
И ОЦЕНКИ АВТОРОВ «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
Байбатырова Н.М. …………………………………………………………………… 28
К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДСКИХ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
В СУБАРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ
Бобылева Н.И. ………………………………………………………………………..
СИЛА ЭМПАТИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ ПОГРУЖЕНИЯ (на примере
vr-историй о проблеме беженцев в странах третьего мира)
Богатырева В.Н. ……………………………………………………………………
31
35
ЭФФЕКТ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ШВЕЦИИ
В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА
Зыкина А.В. ............................................................................................................................. 31 39
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА В АМЕРИКАНСКОМ
КИНЕМАТОГРАФЕ
Корыхалова П.Р. ……………………………………………………………………... 43
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС
СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Малик Л.С., Мелкая Л.А. …………………………………………………………….
3
47
Стр.4
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Чувашова Н.И., Мирзозода М. …………………………………………………….
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – БАРЬЕР В УПРАВЛЕНИИ
Шубина Т.Ф.……………………………………………………………………….
Раздел 3. Язык. Дискурс. Языковая личность
МЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ МНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТАДИСКУРСА РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Белошицкая Н.Н. ……………………………………………………………………
ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА «ДОЧЬ»
В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ
Гостева Ж.Е. ……………………………………………………………………….
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ ИНОФОНОМ РУСКОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА
Дебой С.Г. …………………………………………………………………………..
ТИПА ОШИБОК ПРИ НЕЙРОННОМ МАШИННОМ ПЕРЕВОДЕ ТЕКСТА
ОБ АРКТИЧЕСКИХ КОНВОЯХ
Коканова Е.С., Берендяев М.В,. Куликов Н.Ю.……………………………………
КОНЦЕПТ «АРХАНГЕЛЬСК» В ТЕЗАУРУСЕ АРХАНГЕЛОГОРОДЦА
Морозова О.Е. ………………………………………………………………………..
61
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАКЛОНЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Биденко М.М. ………………………………………………………………………… 66
71
75
80
84
ТОК-ШОУ КАК ЖАНР ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Мужеловская К.А. …………………………………………………………………… 89
НАЗВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ Г. АРХАНГЕЛЬСКА: АСПЕКТЫ
ВОСПРИЯТИЯ
Петрова Т.В., Петрова Н.А. ………………………………………………………… 94
ИМЯТВОРЧЕСТВО В СЕТИ: ИМЕНА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ФОРУМА
«РЫБАЛКА И ОХОТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
Петрова Т.В., Шурыкина Е.А ……………………………………………………....
99
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
(на примере публицистического наследия)
Ржанова С. А., Ржанов А. А. ……………………………………………………… 104
ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ (на примере немецкоязычной
рекламы)
Романова М.С., Юрлова М.А. ……………………………………………………… 108
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИНТЕРНЕТМЕМОВ
Титенко
Д.А. …………………………………………………………………………. 113
51
56
4
Стр.5
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА
Ф. КАФКИ
Ткаченко В.И…………………………………………………………………………………..
117
КАРАКАЛПАКСКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭТНОГРАФИЗМЫ КАК ФАКТОР
ИДЕНТИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЫМ
ПОКОЛЕНИЕМ
Усенова К.У. …………………………………………………………………………. 123
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ НЕМЕЦКОГО ПОЛИТИКА
Цуциева М.Г. …………………………………………………………………………. 127
ГЕНДЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ В МЕМОРИАЛЬНОЙ ТОПОНИМИКЕ
РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
Чуракова О.В. ………………………………………………………………………… 129
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ В СЕТЕВЫХ
КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТНЫМ МЕДИАТЕКСТАМ
Щипицина Л.Ю. ……………………………………………………………………….. 134
Раздел 4. Формирование языковой компетенции
в средней школе и в профессиональном образовании
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ (на примере использования аутентичного
видеокурса «This is britain»)
Агванян Г.В., Ушакова Н.Л. ………………………………………………………… 141
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ В ПРЕПОДАВАНИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Астахова Т.Н.…………………………………………………………………………. 145
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО И РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТОВ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Евсеева Л.Н. ……………………………………………………………………….
149
О ПОКАЗЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ СМИ
НА УРОКАХ РКИ
Епимахова А.В., Ипатова А.А. ……………………………………………………….. 154
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Жемчугова С.А. ……………………………………………………………………..
159
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Захарченко М. В., Ананьина М. А. ………………………………………………… 162
КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Карташова Е.А. …………………………………………………………………….
167
5
Стр.6
ДНЕВНИК АУДИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Климова А.Б. ………………………………………………………………………… 171
ПРАКИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Костеневич Е.В., Полуйкова С.Ю. ..……………………………………………….
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ
ПЕСЕН (на примере 7 класса гимназии)
Нестеров М.Н., Макковеева Ю.А. …………………………………………………..
175
180
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТРЕСУРСА
BBC LEARNING ENGLISH
Сабурова А.А., Ушакова Н.Л. ………………………………………………………. 184
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ
Щипицина Л.Ю., Зуева Л.К. ……………………………………………………….
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ОБУЧЕНИИ РКИ: СИТУАЦИИ «ПРИВЕТСТВИЕ»,
«ЗНАКОМСТВО»,«ОБРАЩЕНИЕ»
Юдина Т.М. …………………………………………………………………………..
ABSTRACTS ………………………………………………………………………..
188
197
202
6
Стр.7