ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1488)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Любовь Купфер (выпускающий редактор), Светлана Лячина (ответственный
секретарь), Арсений Замостьянов (редактор выпуска), Тамара Ерегина (редактор),
Елена Шишмакова (редактор выпуска)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Благодарим за фото для номера Веронику Маанди, Михаила Леонова, Андрея Остапенко, Татьяну Немирич.
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹5’2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
КАКИМ ОН БЫЛ
А. Кушнир
От первого лица
9
Личное и профессиональное в записях разных месяцев со страницы
аккаунта из соцсети. Портрет и способ мышления. Органичное
сочетание научных разработок с характером и внутренними
убеждениями.
Не мириться с дурью
в педагогике!
В. Разумный
Этот человек меня потряс
А. Байкалова
«Синяя птица»
Алексея Кушнира
А. Гин
Буду помнить Алексея
А. Замостьянов
Человек будущего
В. Штейнберг
Памяти Алексея Михайловича
Кушнира
31
Откровенный рассказ в интервью о себе, своих корнях, системе
ценностей, которой был верен.
44
Мемуарное эссе о своём молодом коллеге. Поддержка автором
с академической высоты и с академическим изяществом самых смелых
начинаний галвреда «Народного образования».
47
Разговор по душам в 2017 году. Исповедь или собственная проповедь?..
Новые штрихи борьбы за педагогику будущего в вопросах и ответах.
58
Краткая оценка опыта взаимодействия от специалиста ТРИЗ,
руководителя АНО содействия инновациям «ТРИЗ-профи».
59
Воспоминания многолетнего товарища и соратника по журналам
и издательским проектам. Принципы, на которых строилась
деятельность А.М. Кушнира.
62
Памяти не кабинетного учёного, а хорошо знавшего систему образования
страны и радевшего за отечественную педагогику, за систему воспитания
настоящих граждан…
2
Народное образование 5’2021
Стр.3
И. Юрченко
Чтение — это волшебство
А. Вифлеемский
Человек, который искал
школу счастья
СОДЕРЖАНИЕ
63
Как с помощью метода Алексея Кушнира превратить школьников
в настоящих читателей? Влияние методики на воспитание и учёбу.
От учителя, развивающего методику А.М. Кушнира.
65
Труды А.С. Макаренко как основа концепции школы счастья
А.М. Кушнира. Высокий воспитательный потенциал детско-взрослых
производств, эффективное формирование человеческого капитала, необходимого
для достижения национальных целей развития и реализации национальных
проектов. Изменение логики образования в рамках данной
концепции: переориентирование логики образовательного процесса на создание
человеческого капитала.
Т. Курасова
Он был íàø...
А. Лобок
Главный завет
Алексея Кушнира
И. Колесникова
По делам его узнаете его…
69
Нельзя допустить, чтобы начинания выдающегося педагога
и организатора (прежде всего — Конкурс имени А.С. Макаренко)
исчезли после его ухода. Наследие для изучения и развития.
72
Романтик в самом высоком смысле слова: любви, семьи, педагогики.
Вера, что образование может и должно быть народным. А народ может
и должен быть по-настоящему образованным, осознающим главный
измеритель образования — общественно значимое дело.
74
Гражданская позиция и социально-педагогическая активность, формирующие
особое направление в развитии российского образования
cпостперестроечного периода по настоящее время. Оригинальность
системы педагогических взглядов и практической деятельности
Кушнира. Анализ интерпретации принципа природосообразности,
развития представлений о труде как образовательной категории; идеи
о воспитании автономной самообучающейся личности, о технологичности
педагогической и управленческой деятельности.
ОСОЗНАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОСТИ
А. Кушнир
83
О природосообразности
в уч¸бе и воспитании
А. Кушнир
Экспертиза средств и методов
обучения в России
пока отдыхает
3
Программный материал с изложением принципов, применённых
в практике и актуальных для системы образования. Научные корни
методик. Связь с задачами государства и общества, психологией
социума и человека.
99
Инновационная методика педагогической экспертизы обучения,
профессионализма педагогов и учебной литературы. Предложение
преобразований существующей системы для повышения эффективности
школы и учебной литературы.
Народное образование 5’2021
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
А. Кушнир,
Г. Козлова
Феномен политехнического
воспитания в педагогической
истории советского периода
А. Кушнир
Современное образование
и учение Макаренко
105
Политехническая школа в СССР конца 20-х — начала 30-х гг.
ХХ века. Характеристика предшествующего и последующего развития
единой трудовой политехнической школы. Акцентирование внимания
на отличии политехнического воспитания от политехнического обучения,
трудового воспитания школьников.
114
Актуальность учения А.С. Макаренко в наше время в социальном
и экономическом смысле. Условия перехода российского образования
на методологию формирования «производящей мощности» личности.
ШКОЛА — «ФАБРИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»
А. Кушнир,
А. Остапенко,
Е. Шишмакова
«Школа созидания» или
«Школа потребления»?
Размышления для
директора школы...
А. Кушнир
Умные руки заказывали?
А. Кушнир,
Е. Илалтдинова
Идеология, практика
и потенциал продуктивного
образования в контексте
наследия А.С. Макаренко
123
Педагогические, технологические задачи и методики в значении
«современная школа, школа будущего должна воспитывать Личность,
созидателя». Подробная классификация типов личности, характерных
для современных школьников.
130
134
Учение и труд — союзники, а не антиподы. Технологичный ответ
на важнейший вопрос — как заработать деньги.
Идеология и практика продуктивного образования в информационном
поле российской школы. Тенденция в части проектно-исследовательских
практик. Наиболее продуктивная методика для российской школы.
ПО ВЫСШЕМУ ПРИНЦИПУ — ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
А. Кушнир
От логики «учебных
достижений» к логике
«человеческого капитала»
145
Обоснование важности перехода от обучения, подчинённого принципу
«всестороннего развития личности» к образованию, подчинённому
принципу «формирования производящей мощности личности».
Актуальность производственно-педагогической модели А.С. Макаренко
в свете задач, поставленных перед российским образованием. Критерии
оценки эффективности образовательного процесса.
4
Народное образование 5’2021
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
А. Кушнир,
А. Вифлеемский
Дорога к технологической
культуре
А. Кушнир
По плодам их узнаете их
А. Кушнир,
152
Концептуальный очерк образовательной стратегии на основе теории
человеческого капитала и проблема правовой регламентации
производственного (трудового) воспитания.
171
Материал написан после молодёжных радикальных выступлений на
Манежной площади. Анализ связи радикализации настроений
в обществе с проблемами воспитания, с проблемами школы.
А. Замостьянов.
Не предать Победу
А. Кушнир
Я себя под Пушкиным чищу…
183
Осмысление значения праздника Победы, нашего отношения
к Великой Отечественной войне.
186
Пушкин как символ русской литературы и гуманитарного просвещения.
Опора на ценности, связанные с ним. Реформирование литературного
образования в средней и высшей школе, отказ от малоэффективных
догматических форм.
Стр.6