ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1485)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Марат Нигматулин (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Елена Шишмакова (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹2’2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Е.Н. Валиева
Негосударственное школьное
образование в России: факторы
и основные тенденции развития
на рубеже XX–XXI ââ.
З.У. Колокольникова,
К.А. Назранова,
В.И. Курдюкова
Организация летнего досуга детей
в России в 1940–1960-å ãã.
С. Минделевич
СанПиНы как инструмент
уничтожения будущего России
7
Основные факторы возникновения и становления негосударственного
сектора общего образования в России. Тенденции развития
негосударственного школьного образования.
13
Анализ организации летнего досуга детей в России в 1940–1960-е гг.
Формы и виды педагогической работы с детьми в летний каникулярный
период, типы летних досуговых учреждений РСФСР, организация
работы и подготовки педагогических кадров к работе с детьми в летний
период.
19
Активный туризм — высокоэффективный инструмент воспитания
детей, развития их личности. Необходимость принятия поправок
в действующие СанПиНы. Привлечение педагогов и специалистов
по детскому отдыху и туризму к разработке нормативных документов
Роспотребнадзора.
А.Б. Вифлеемский
Проверка готовности
здраво мыслить
33
Законность требований наличия разрешений органов местного самоуправления
для открытия летних детских оздоровительных лагерей. Создание
и функционирование межведомственных комиссий по вопросам организации
отдыха и оздоровления детей, составление актов готовности детских оздоровительных
лагерей. Отсутствие оснований для выдачи ежегодных разрешений
на открытие лагерей и незаконность действий чиновников, препятствующих
деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.
А.А. Ермолин
Что общего у «прогрессивного
образования» и советской
«педагогики гуманизма»?
Н.Ю. Лесконог,
Л.Ф. Шаламова
Верность традициям — открытость
инновациям: об опыте подготовки
вожатых в деятельности Федерального
координационного центра
по подготовке и сопровождению
вожатских кадров МПГУ
2
42
История прогрессивного образования, его основные положения: «особая
природа» ребёнка, формирование самостоятельного мышления, идея
«соединения разума и сердца», творческая практическая деятельность,
игровой подход. Теоретики и практики прогрессивного образования.
Ключевые составляющие педагогики Марии Монтессори.
47
Внедрение в основные образовательные программы УГСН модуля
«Основы вожатской деятельности». Трёхуровневая система подготовки
вожатских кадров. Организация и проведение первого онлайн-лагеря.
Подготовка онлайн-вожатых, медиавожатых. Рост интернет-рисков
в процессе внеучебной деятельности детей. Способы обеспечения
интернет-безопасности детей и молодёжи.
Народное образование 2’2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А.Б. Вифлеемский
От дистанционного обучения
к виртуальному летнему
отдыху?
55
Юридическая корректность дистанционной формы обучения. Перспективы
и последствия «виртуального отдыха» детей в летний период. Обострение
ключевых проблем образования и летнего отдыха под влиянием мер,
связанных с противодействием коронавирусной инфекции.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Богданова,
М.Ф. Фридман
Внешние вызовы и факторы,
определяющие роль
учителя в становлении
информационного общества
Е.Б. Голубев,
М.Е. Голубева
Школьные уроки —
это комплексные обеды,
фастфуд или консервы?
А.А. Данилков,
Н.С. Данилкова
Детский лагерь как
социокультурный феномен
69
Этапы становления и развития общества (аграрное, индустриальное,
постиндустриальное). Особенности современного этапа эволюции информационного
общества. Термины «искусственный интеллект» и «цифровая
грамотность». Роль школы и учителя в вопросах обучения и воспитания
ребёнка, понимание меры ответственности за его образовательные результаты
в условиях цифровизации всех процессов жизнедеятельности
человека.
79
Аналогия «Обучение и питание» как нетрадиционный подход
к постановке целей обучения, его планированию. Методы обучения,
ориентированные на ученика (метод коллективного взаимного обучения
А.Г. Ривина, метод проектов, метод Монтессори). Отказ
от потребления знаний учеником в пользу добычи знаний.
88
Корпоративная культура детского лагеря. Функции детского лагеря
в системе современного образования. Включение в психологопедагогическую
программу лагеря детей. Дети как полноправные
субъекты педагогического процесса. Детский лагерь как институт
воспитания современных детей.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
К. Владимирова,
Н. Соколова
Приумножая
«человеческий капитал»
Итоги XIX Международного
макаренковского форума
и Конкурса им. А.С. Макаренко
95
Качественный человеческий капитал как цель образования.
Международный макаренковский форум как встреча науки и практики.
Конкурс им. А.С. Макаренко выявляет лидеров производственного
воспитания. Фундаментальное различие между трудовым
и производственным воспитанием.
3
Народное образование 2’2021
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
И.Г. Доценко
Как обеспечить
образовательную миссию
ДОЛ: проектирование
и реализация смены
А.Б. Вифлеемский,
А. Тимощенко
Антигосударственная
надзорная деятельность
105
Информальное образование как продвижение человека в культурном
развитии вне заданных программ и стандартов. Миссия летнего детского
лагеря — забота об образовании детей. Условия, необходимые для активизации
информального образования в организации. Экзистенциальнокоммуникативные
технологии в системе образования.
118
Требования надзорных органов, предъявляемые к организациям отдыха
и оздоровления детей, и практика их применения. Новые требования
пожарной безопасности и их трактовка надзорными органами
(на примере ГАУ «Метеор»).
ТEХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
А.С. Ковалев
В эфире всегда
есть место подвигу
129
Радиостанция «Ребячья республика». Патриотические эфирные проекты,
выполняющие просветительские функции («По Царской до Республики»,
«Истории об истории», «Аты-баты, шли солдаты», «Навек остались
молодыми»). Особенности трансляции информации патриотического
и гражданско-правового характера.
З.И. Лаврентьева
Мотивационный дневник в работе
с детьми в детском лагере
П.В. Митяшов
«Многожильный провод
патриотизма», или
Управленческие просч¸ты
патриотического воспитания
С.Г. Петрова
«Авторский лагерь
“Конструктор”» как часть
корпоративной культуры
детского лагеря
Р.А. Рогожникова
Воспитание дисциплины
в загородном лагере
135
Применение мотивационного дневника как технология сопровождающей
самодеятельности детей и подростков. Специфика использования
мотивационного дневника в детском оздоровительном лагере.
141
Понимание патриотизма в подростковой и юношеской среде. Проекты
«Письма о главном» и «Душа живёт иным законом» как примеры
патриотического воспитания школьников. Способы приобщения учащихся
к российским культурно-историческим ценностям. Связь патриотизма
с нравственным сознанием и поведением человека.
150
Корпоративная культура детского лагеря. Каждый ребёнок должен стать
автором или соавтором творческого процесса. Разнообразие форматов
творческих объединений и проектов в «Авторском лагере “Конструктор”».
Имиджевые технологии в детском лагере. Технологии, формирующие оригинальную
культуру в детском лагере. Положение о конкурсе проектов.
159
Факторы, способствующие воспитанию дисциплинированности личности
в загородном оздоровительном лагере. Организация общественнополезной
деятельности по методике И.П. Иванова. Система методов,
способствующая воспитанию ценностного отношения к человеку.
4
Народное образование 2’2021
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Р.Р. Ситдиков,
Д.А. Дудков,
Д.Д. Иванова
Отец в семье и вожатый
в летнем лагере
164
Негативные последствия пренебрежения отцовским воспитанием.
Совместная деятельность и вовлечённость отца в игровой процесс вместе
с ребёнком. Возможность компенсации недостатка взаимоотношений отца
и ребёнка общением вожатого и ребёнка.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
А.А. Мурашов
Коммуникативные
ошибки педагогов
И.И. Фришман
Игровые педагогические
технологии для подготовки
вожатых
169
Типичные коммуникативные ошибки учителя. Способы преодоления
коммуникативных неудач на уроке. Необходимость овладения
коммуникативной компетенцией, определяющей суть и возможность
педагогического успеха.
174
Основные положения процесса игрового взаимодействия.
Анализ региональных практик и программ использования игровых
педагогических технологий. Особенности применения игровых
педагогических технологий в обучении и подготовке вожатых.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
С.С. Невская
Общественный
деятель-реформатор,
уч¸ный О.С. Газман
183
Категориальный аппарат гуманистического воспитания. Направления
педагогической деятельности в современной парадигме гуманизма.
Проблема свободы личности в образовательном процессе. Вклад
О.С. Газмана в разработку теории игровой деятельности подростков
и в создание нового направления воспитательной деятельности —
педагогики поддержки и педагогики общей заботы.
О.Г. Панченко,
Л.П. Шопина
Вновь «рядом и чуть впереди»!
Кто такой Сталь Шмаков?
А. Русаков,
191
Педагогическая и исследовательская деятельность С.А. Шмакова.
Идеологические основы теории досуга молодёжи. Концепция
коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного
времени. Ролевая игра как дидактическое средство моделирования
действительности. Концепция учебных творческих сборов.
В. Хрящева,
Т. Сырый
О Татьяне Бабушкиной,
е¸ идеях, клубе и о летних
художественных дачах
198
Театрализации, уроки фантазии и праздники под руководством
Т.В. Бабушкиной как неотъемлемая часть летних художественных
дач. Создание условий для любого самопроявления ребёнка.
Стр.6