Аннотация | Цель исследования заключалась в формировании объективной информации о массе
транспортируемой пачки лесоматериалов для лесопромышленных предприятий и
производителей лесных машин, способствующей рациональному выбору конкретных
моделей форвардеров и обоснованию их основных параметров для природнопроизводственных условий Северо-Западного федерального округа. Исследование
основано на компьютерном эксперименте и значительном объеме фактических данных о формах стволов деревьев, полученных при помощи средств объективного контроля харвестеров. Место сбора фактических данных о формах стволов – Республика
Карелия. Рассматривались следующие модели форвардеров: John Deere 1210Е, John
Deere 1110Е, Ponsse Elk, Ponsse Wisent, Амкодор 2661-01, Rottne F13D, Rottne F15D,
Rottne F18D. Результаты показали, что масса пачки лесоматериалов изменяется в широких пределах. В среднем масса пачки, сформированной из елового пиловочника
длиной 6,1 м составляет 4,5 т, из елового баланса длиной 4,0 м – 2,8 т. При транспортировке пачки длиной 4,0 м все рассмотренные модели имеют запас по грузоподъемности, при транспортировке пачки из пиловочника длиной 6,1 м все модели форвардеров работают с недостаточной грузоподъемностью. Установлено, что при площади
поперечного сечения грузового отсека 4,0 м2 грузоподъемность модели должна быть
не менее 16 т, при площади 4,8 м2 – не менее 19 т. При транспортировке пачки, составленной из сортиментов длиной 6,1 м, необходимо загружать грузовой отсек форвардеров не более чем на 3/4, что позволит с высокой вероятностью исключить превышение рейсовой нагрузки над номинальной грузоподъемностью лесной транспортной машины.
Для цитирования: Шегельман И.Р., Будник П.В., Баклагин В.Н. Методика компьютерного эксперимента при определении грузоподъемности и размеров грузового отсека лесной транспортной машины // Лесн. журн. 2019. № 6. С. 160–173. (Изв. высш.
учеб. заведений). DOI: 10.17238/issn0536-1036.2019.6.160/ Финансирование: Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской
Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых по проекту
«Разработка среды конструкторского проектирования оптимальных параметров технологического оборудования лесных многооперационных машин» (МК-5321.2018.8) The research purpose involved the formation of objective information on the weight of a
hauled bundle of logs for wood enterprises and forest machinery manufacturers; contributing to the rational choice of specific models of forwarders and justification of their basic
parameters for the natural and production conditions of the Northwestern Federal District.
The research is based on a computer experiment and a large amount of actual data on the
forms of tree trunks obtained with the help of the data recorders of harvesters. The Republic
of Karelia was the collecting point of actual data on the forms of trunks. The following forwarder models were considered: John Deere 1210Е, John Deere 1110Е, Ponsse Elk, Ponsse
Wisent, Аmkodor 2661-01, Rottne F13D, Rottne F15D, and Rottne F18D. The results have
shown that the weight of a bundle varies within wide limits. On average, the weight of a
bundle made up of 6.1 m long spruce sawlog is 4.5 t, and 4.0 m long spruce pulpwood is
2.8 t. All the considered models have a stock of load capacity in transporting a bundle made
up of 4 m long pulpwood. All the models of forwarders have insufficient load capacity in
transporting a bundle made up of 6.1 m long sawlog. We recommend providing load capacity of at least 16 t for a cross-sectional area of the carrying compartment 4 m2, and not less
than 19 t for the area of 4.8 m2 for logging machines designers. It is necessary to upload the
carrying compartment of forwarders not more than to three-fourths when transporting a
bundle made up of 6.1 m long assortment. This will highly likely allow to exclude the overloading of scheduled capacity over the rated load capacity of a forest transport vehicle.
For citation: Shegelman I.R., Budnik P.V., Baklagin V.N. Computer Experiment Technique
for Determining the Load Capacity and Dimensions of the Carrying Compartment of a Forest Vehicle. Lesnoy Zhurnal [Russian Forestry Journal], 2019, no. 6, pp. 160–173. DOI:
10.17238/ issn0536-1036.2019.6.160
Funding: The research was carried out within the framework of the grant of the President of
the Russian Federation for the state support of young Russian scientists on the project “Development of an Environment for the Design of Optimal Parameters of Technological
Equipment for Forest Multioperational Machines” (МК-5321.2018.8). |