ISSN (print) 2071-2405
ISSN (online) 2658-5235
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
PHILOLOGICAL CLASS
filclass.ru
Том 25 • 2020 • № 2
Стр.1
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ К ЛАСС
PHILOLOGICAL CLASS
Том 25 • 2020 • № 2
Vol. 25 • 2020 • No. 2
filclass.ru
Журнал основан в 1996 г. Выходит четыре раза в год
(март, июнь, октябрь, декабрь)
The journal comes out 4 times per year
(March, June, October, December)
Свидетельство о регистрации ПИ ФС 77-76 120
от 24.06.2019
Учредитель – ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» (УРГПУ)
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
«Филологический класс» – рецензируемый научно-методический
журнал, сферой интересов которого являются
исследования в области литературоведения, лингвистиики
и методики преподавания данных дисциплин в вузе
школе. Задача журнала – сблизить академическую наRegistration
certificate ПИ № ФС77-76120
of 24.06.2019
Founder – FSBEO HE “Ural State Pedagogical
University” (USPU)
620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave
уку с практической деятельностью педагога и обозначить
представление о российском филологическом и педагогическом
дискурсах в пространстве мировой науки.
Приоритетными являются публикации, в которых исследуются
новые литературные и корпусные источники,
рассматривается внедрение новых образовательных технологий,
выполняется требование академизма, научной
объективности и полемической направленности. К публикации
принимаются статьи на русском, английском,
немецком и французском языках. Полнотекстовая версия
журнала находится в свободном доступе на сайте издания
и размещается на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ), Российской универсальной
научной электронной библиотеки. Полная информация
о журнале и правила оформления статей размещены
на сайте: filclass.ru
Журнал индексируется в Web of Science, ERIH PLUS
Входит в Перечень ВАК Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации
«ПресПодписка на журнал осуществляется по каталогу
Уральский государственный педагогический университет. Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,
оф. 279
Адрес редакции:
E-mail: edit@filclass.ru
oPhilological Class is a peer reviewed scholarly and methodological
journal publishing research findings in the field
t f literary studies, linguistics and methods of teaching
ohese disciplines at higher and secondary school. The task
pf the journal is to bring academic research closer to the
oractical activity of a pedagogue and to outline the image
t f the Russian philological and pedagogical discourses in
whe global academic space. Priority is given to publications
i hich focus on new literary and corpus sources, study the
assues of implementation of new educational technologies,
t nd comply with the requirements of academic objectivimy
and polemic nature. Articles in Russian, English, GerA
an and French are accepted for publication in the journal.
pRSCI) at the scientific electronic library platform. Comlete
information about the journal and author guidelines
can be found on the web site filclass.ru
full-text version of the journal is available open access on
( the journal site and in the Russian Science Citation Index
The journal indexing: Web of Science (ESCI), ERIH PLUS
The journal is included in the list of the lof the Higher
Attestation Commission of the Ministry of Science
and Higher Education of the Russian Federation
са России». Подписной индекс издания 84587
The journal is included in the united catalog “Russian Press”,
Index 84587
Russia, 620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave,
Office 279.
Editorial Board postal address:
E-mail: edit@filclass.ru
Стр.2
PHILOLOGICAL CLASS
Vol. 25 • 2020 • No. 2
EDITORIAL BOARD
Editor-in-Chief: Professor N. P. Khriashcheva (Russia, Ekaterinburg, USPU); deputy editors-in-chief:
in the history of ancient Russian literature and the 18th-19th centuries literature: Professor S. I. Ermolenko
(Russia, Ekaterinburg, USPU); in the theory and history of the 20th-early 21st centuries literature:
Professor N. V. Barkovskaya (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the theory and history of foreign literature:
Professor E. G. Dotsenko (Russia, Ekaterinburg, USPU); Professor N. V. Pestova – Director-General
of the scholarly educational Center “Sirius” (Russia, Ekaterinburg); In the methods of teaching literature
at higher and secondary school: Associate Professor L. D. Gutrina (Russia, Ekaterinburg, USPU); in linguistics:
Professor E. V. Dziuba (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the methods of teaching languages at
higher and secondary school: Associate Professor S. A. Eremina (Russia, Ekaterinburg, USPU). Executive
Editor: Associate Professor O. A. Skripova (E-mail: olga-skripova@mail.ru)
EDITORIAL COUNCIL
Prof. L. O. Butakova (Russia, Dostoevsky Omsk State University); Dr. Michael Weiskopf (Israel, The
Hebrew University of Jerusalem); Prof. I. B. Vorozhtsova (Russia, Udmurt State University); Jan Gallo,
PhD (Slovakia, Constantine the Philosopher University in Nitra); Prof. Evgeny Dobrenko (Great Britain,
the University of Sheffield); Prof. Ben W. Dhooge (Belgium, Ghent University); Prof. A. A. Dyrdin (Russia,
Ulyanovsk state technical university); Prof. B. F. Egorov (Russia, Saint Petersburg Institute of History
of the RAS); Dr. hab. Nataliya Kardanova (Italy, The University of Genoa); CSc, Jindrich Kesner (The
Czech Republic, University of Hradec Králové); Prof. O. A. Kling (Russia, Lomonosov Moscow State University);
Associate Prof. I. V. Kukulin (Russia, National Research University Higher School of Economics);
Prof. M. L. Kusova (Russia, Ural State Pedagogical University); Prof. Mark Lipovetsky (USA, New-York,
Columbia University); Prof. M. A. Litovskaya (Russia, Ural Federal University, Institute of History and Archeology
of the Ural Branch of the RAS); Prof. N. M. Malygina (Russia, Gorky Institute of World Literature
of the RAS); Prof. Galina Mikhaylova (Lithuania, Vilnius University); Prof. D. S. Moskovskaya (Russia,
Gorky Institute of World Literature of the RAS); Prof. M. Yu. Mukhin (Russia, Ural Federal University);
Prof. Galina Nefagina (Poland, Pomeranian Academy in Słupsk); Prof. Anna Pavlova (Germany, Johannes
Gutenberg University Mainz); Prof. Galina Petkova (Bulgaria, Sofia University "St. Kliment Ohridski");
Prof. A. M. Plotnikova (Russia, Ural Federal University); Prof. E. A. Podshivalova (Russia, Udmurt State
University); Prof. Ivo Pospisil (The Czech Republic, Brno, Masaryk University); Doctor of Philology, Senior
Researcher E. N. Proskurina (Russia, Institute of Philology of the Siberian Branch of the RAS); Prof.
M. E. Rut (Russia, Ural Federal University); Dr. hab. Szabó Tünde (Hungary, The University of Pécs);
Prof. T. A. Snigireva (Russia, Ural Federal University, Institute of History and Archeology of the Ural
Branch of the RAS); Prof. L. S. Soboleva (Russia, Ural Federal University); Prof. N. P. Terent'eva (Russia,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University); Prof. V. I. Tyupa (Russia, Russian State University
for the Humanities); Prof. M. A. Chernyak (Russia, Herzen State Pedagogical University of Russia);
Prof. Piotr Fast (Poland, The University of Silesia in Katowice); Prof. Anastasia de La Fortelle (Switzerland,
The University of Lausanne); Prof. Jens Herlth (Switzerland, The University of Fribourg); Prof. Robert
Hodel (Germany, University of Hamburg); Prof. Yu. V. Shcherbinina (Russia, Moscow State Pedagogical
University)
Стр.3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ К ЛАСС
Том 25 • 2020 • № 2
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор: проф. Н. П. Хрящева (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); ответственные редакторы:
по истории древнерусской литературы, литературы XVIII и XIX вв.: проф. С. И. Ермоленко
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по теории и истории литературы XX – начала XXI вв.: проф.
Н. В. Барковская (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по теории и истории зарубежной литературы:
проф. Е. Г. Доценко (Россия, Екатеринбург, УрГПУ), проф. Н. В. Пестова – Генеральный директор
Научно-образовательного объединения «Сириус» (Екатеринбург, Россия); по методике литературы
в вузе и школе: доц. Л. Д. Гутрина (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по лингвистике: проф. Е. В. Дзюба
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по методике преподавания языка в вузе и школе: доц. С. А. Еремина
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по переводческой работе: доц. С. М. Поляков – переводчик
Редакционного отдела УрГПУ (Россия, Екатеринбург). Ответственный секретарь: доц. О. А. Скрипова
(E-mail: olga-skripova@mail.ru)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Проф. Л. О. Бутакова (Россия, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского);
проф. М. Вайскопф (Израиль, Еврейский университет в Иерусалиме); проф. И. Б. Ворожцова (Россия,
Удмуртский государственный университет); канд. филол. наук Я. Галло (Словакия, Университет
им. Константина Философа в Нитре); проф. Е. Добренко (Великобритания, Университет Шеффилда);
проф. Б. Дооге (Бельгия, Университет Гента); проф. А. А. Дырдин (Россия, Ульяновский
государственный технический университет); проф. Б. Ф. Егоров (Россия, Санкт-Петербургский
институт истории); д-р филол. наук Н. Карданова (Италия, Генуэзский университет); канд. филол.
наук И. Кеснер (Чехия, Университет Градец Кралове); проф. О. А. Клинг (Россия, Московский государственный
университет); доц. И. В. Кукулин (Россия, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»); проф. М. Л. Кусова (Россия, Уральский государственный
педагогический университет); проф. М. Липовецкий (США, Нью-Йорк, Колумбийский университет);
проф. М. А. Литовская (Россия, Уральский федеральный университет, Институт истории
и археологии Уральского отделения РАН); проф. Н. М. Малыгина (Россия, Институт мировой литературы
РАН); проф. Г. Михайлова (Литва, Вильнюсский университет); проф. Д. С. Московская
(Россия, Институт мировой литературы РАН); проф. М. Ю. Мухин (Россия, Уральский федеральный
университет); проф. Г. Нефагина (Польша, Слупск, Поморская Академия); проф. А. Павлова (Германия,
Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга); проф. Г. Петкова (Болгария, Софийский
университет Св. Климента Орхидского); проф. А. М. Плотникова (Россия, Уральский федеральный
университет); проф. Е. А. Подшивалова (Россия, Удмуртский государственный университет); проф.
И. Поспишил (Чехия, Брно, Университет им. Масарика); д-р филол. наук, ст. науч. сотр. Е. Н. Проскурина
(Россия, Институт филологии СО РАН); проф. М. Э. Рут (Россия, Уральский федеральный
университет); д-р филол. наук Т. Сабо (Венгрия, Печский университет); проф. Т. А. Снигирева (Россия,
Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения
РАН); проф. Л. С. Соболева (Россия, Уральский федеральный университет); проф. Н. П. Терентьева
(Россия, Челябинский государственный педагогический университет); проф. В. И. Тюпа (Россия,
Российский государственный гуманитарный университет); проф. М. А. Черняк (Россия, Российский
государственный педагогический университет); проф. П. Фаст (Польша, Силезский университет);
проф. А. де Ля Фортель (Щвейцария, Лозаннский университет); проф. Й. Херльт (Швейцария,
Фрибурский университет); проф. Р. Ходел (Германия, Гамбургский университет); проф.
Ю. В. Щербинина (Россия, Московский педагогический государственный университет)
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
8 Норман Б. Ю, Мухин М. Ю. Системная
ошибка и ее языковые предпосылки
19 Ковтун Н. В. «Ангельские создания» в прозе
ф В. Распутина: Специфика репрезентации,
ункционал
«ЕСТЬ НЕЧТО НЕЗЫБЛЕМОЕ, ВСЕХ НАС
И ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ: СВОБОДА МЫСЛИ
ДСКОГО
Л СОВЕСТИ»: К ЮБИЛЕЮ НОБЕЛЕВСКИХ
БРОАУРЕАТОВ – ИВАНА БУНИНА И ИОСИФА
33 Петкова Г. «Знаю, что о Вас нужно писать
И сдержанно и просто»: неизвестная переписка
вана Бунина и болгарского литературного
критика Малчо Николова
48 Пращерук Н. В. Гротеск в прозе
и публицистике И. А. Бунина
58 Романова И. В. «Завоеватель! Кир!
в худо Наполеон!»: образ Наполеона
жественном мире Иосифа Бродского
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
68 Копчакова С., Петрикова А. Роль терминов
свадебного обряда в формировании
культурной идентичности русинов
в Восточной Словакии: этнолингвистические
и эстетические аспекты исследования
80 Турбина О. А. Архетипы и символы
в когнитивно-семиотической модели текста
93 Михайлова О. А., Михайлова Ю. Н.
предло Семантический субъект в русских безличных
жениях
103 Будаев Э. В., Чудинов А. П. Современная
российская политическая метафорология
(2011–2020 гг.)
К 80‑ЛЕТИЮ В. А. СВИТЕЛЬСКОГО
114 Хрящева Н. П. «Мы с Андреем Платоновичем
на одной земле возникли…»
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА ХIХ–ХХ ВЕКОВ
126 Фрик Т. Б. Н. М. Карамзин и арзамасцы
(к проблеме «Н. М. Карамзин
и его окружение»)
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESES
8 Norman B. Ju., Mukhin M. Yu. Systematic
Mistake and its Linguistic Background
19 Kovtun N. V. “Angelic Creations” in
R the V. Rasputin’s Prose: Specificity of
epresentation, Functions
“THERE IS SOMETHING UNFINTABLE,
ALL OF US UNION: FREEDOM OF
THOUGHT AND CONSCIENCE”: ON THE
ANNIVERSARY OF THE NOBEL LAUREATES –
IVAN BUNIN AND JOSEPH BRODSKY
33 Petkova G. ‘I Know that One Should Write
C about you Reservedly and Simply’: an Unknown
orrespondence between Ivan Bunin and
Bulgarian Literary Critic Malcho Nikolov
48 Prashcheruk N. V. Grotesque in Bunin’s
Prose and Journalist Essays
58 Romanova I. R. “The Conqueror! Cyrus!
in the A Napoleon!”: the Image of Napoleon
rt World of Joseph Brodsky
PROBLRMS OF MODERN LINGUISTICS
68 Kopcakova S., Petrikova A. Role of Wedding
I Ritual Terms in Formation of Cultural
dentity of Rusyns in Eastern Slovakia:
Ethnolinguistic and Aesthetic Aspects
of Research
80 Turbina O. A. Archetypes and Symbols
in the Cognitive-Semiotic Text Model
93 Mikhailova O. A., Mikhailova Ju. N.
The Semantic Subject
in Russian Impersonal Sentences
103 Budaev E. V., Chudinov A. P. Contemporary
(2011–2020) Russian Political Metaphorology
TO THE 80TH
OF THE BIRTH OF V. A. SVITEL’SKIY
ANNIVERSARY
114 Khriashcheva N. P. “Andrey Platonovich
and Me – We Were Both Born under the Same
Sun…”
OTRAJECTORIES OF THE LITERARY PROCESS
F THE 20TH – EARLY 21ST
CENTURIES
126 Frik T. B. Nicolai M. Karamzin and
the Arzamas Members (on the Problem
of “N. Karamzin and His Circle”)
5
Стр.5
137 Зайцев В. С. Из истории советского
чеховедения 1920–1940-х годов:
Ч о двух редакциях «Творческого портрета
ехова» А. Б. Дермана
150 Козлов А. Эссе В. Б. Шкловского «Натурщики
протестуют»: опыт комментария
159 Дровалёва Н. А. Художественная специфика
портрета в символистской прозе
(В. Я. Брюсов и А. Белый)
169 Коржова И. Н. Душой и телом: бинарные
оппозиции в стихотворении К. Симонова
«Ты говорила мне «люблю»…»
ПРОЕКТ: «АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ:
ПРОЦЕССЫ ЖАНРОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ»
179 Барковская Н. В. Поэт как арт-менеджер:
проект Марии Осиповой «Маша пишет»
192 Житенёв А. А. «Книга поэта» как «книга
художника»: Imago Д. Дмитриева
204 Верина У. Ю. Сквозь жанры: книга художника,
Р арт-объект и экфрасис Людины Ру / Людмилы
усовой «Насквозь/ Through» (1999)
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
218 Старкова Д. А, Мурзич А. Н., Трахановска И.
на занятиях по деловому английск Коммуникативная ситуация cогласиеому языку
227 Чжан Вэй, Веснина Л. Е. Организация
занятий по чтению для иностранных
студентов в условиях дистанционного
обучения
236 Чиршева Д. Н., Коровушкин П. В.
Вкрапления в речи ребёнка-билингва
247 Обласова Т. В., Логинова Е. А. Почему
подростки не любят читать классику?
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ИЗУЧЕНИЯ
258 Храмова Ю. А. Мотивы утраты и одиночества
М в романе Д. Коу «Невероятная частная жизнь
аксвелла Сима»
267 Жиронкина Е. С. Комическое в литературе
о Холокосте: преодоление табу?»
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
280 Андреюшкина, Т. Н. О рецепции
пис И. С. Тургенева австрийскими
ателями рубежа ХIX–XX вв.: о книге
Т Л. Н. Полубояриновой «А теперь еще и
137 Zaitsev V. S. From the History of Soviet
Chekhovian Studies of the 1920s
reativeness” by A. B. Derman
C on Two Editions of “The Portrait of Chekhov’s
– 1940s
:
150 Kozlov A. E. V. B. Shklovsky’s Essay
“The Protest of Models”: Comments to the Topic
159 Drovaleva N. A. Artistic Features of Character
and A. B Portrait in Symbolist Prose (V. Ya. Bryusov
ely)
169 Korzhova I. N. Body and Soul: the Binary
M Oppositions in K. Simonov’s Poem You Told
e: “I Love You”…
PROJECT: “ACTUAL POETRY:
PROCESSES OF GENRE UPDATE”
179 Barkovskaya N. V. A Poet as an Art Manager:
a Maria Osipova Project “Masha Writes” (2018)
192 Zhitenev A. A. “Book of the Poet” as “Book
of the Artist”: “Imago” by D. Dmitriev
204 Verina U. Yu. Through genres: artist’s book,
L art object and ekphrasis of Lyudina Ru /
INGUISTIC DISCIPLINES AT SCHOOL
AND HIGHER SCHOOL
nglish Class
227 Wei Zhang, Vesnina L. E. Arrangement
of Reading Classes for Foreign Students
under Distance Learning Conditions
236 Chirsheva G. N., Korovushkin P. V. Codeof
a BSwitched Insertions in the Speech
ilingual Child
247 Oblasova T. V., Loginova E. A. Why Do
Liter Teenagers Dislike Reading Russian Classical
ature?
PRMODERN FOREIGN LITERATURE:
OBLEMS OF RESEARCH
258 Khramova Yu. A. The Themes of Loss
and Loneliness in Jonathan Coe’s Novel
“The Terrible Privacy of Maxwell Sim”
267 Zhironkina E. S. The Comic in Holocaust
Literature: Overcoming Taboo?
REVIEWS
ургенев!»: истоки, основания и ключевые
параметры рецепции русского классика
П в Австрии. СПб.: Издательство Санктетербургского
университета, 2018. 248 с.
6
280 Andreiushkina T. N. On the Reception of
of the XIX I. S. Turgenev by Austrian Writers
T of L. N. Pleboyarinova “Now More and
aint Petersburg: Publishing House
of St. Petersburg University, 2018. 248 p.
–XX centuries: about the Book
urgenes!”: Origins, Bases and Key Parameters
S of Reception of the Russian Classic in Austria.
yudmila Rusova «Насквозь / Through» (1999)
LTHEORY AND METHODS OF TEACHING
218 Starkova D. А., Murzich A. N., Trajanovska I.
in Business E Communicative Situation of Agreement
Стр.6
286 Брюханова Ю. М, Подрезова Н. Н. Номер
Л Один, или В садах творческих возможностей
юдмилы Петрушевской (Рецензия
на монографию: Плеханова И. И. Принципы
Ф художественной игры Петрушевской. М.:
ЛИНТА, 2019)
293 Турышева О. Н. Современный
Р немецкоязычный роман и мир без Другого.
Гецензия на монографию: Кучумова,
. В. Немецкоязычный роман рубежа XX–
XXI вв.: Проблема Другого / Г. В. Кучумова.
Самара: САМАРАМА, 2019. 216.
297 Нахимова Е. А., Кошкарова Н. Н. Изучение
художественного образа с позиций
лингвистической имагологии. (Рецензия
на монографию О. В. Томберг «Образ.
Ценность. Культура: Лингвоаксиологические
аспекты изучения художественных
Е образов древнеанглийской литературы».
катеринбург, 2019
286 Bryukhanova Yu. M., Podrezova N. N.
P The Number One, or in the Gardens of Artistic
ossibilities of Lyudmila Petrushevskaya
P (Review of the monograph: Plekhanova I. I.
oscow, FLINTA, 2019)
Mrinciples of Petrushevskaya’s Artistic Game.
293 Turysheva O. N. The Contemporary GermanLanguage
Novel and a World without
the Other (Review of: Kuchumova G. V.
The German-language Novel of the Turn
of the 21st
Samara: SAMARAMA, 2019. 216 p.)
Century: The Problem of the Other.
297 Nakhimova E. A., Koshkarova N. N. Research
I into Artistic Images within Linguistic
bmagology (a Review of the Monograph
rtistic Images of Old English Literature”.
Ekaterinburg, 2019)
y O. V. Tomberg “Image. Value. Culture.
A Linguo-Axiological Aspects of Research into
7
Стр.7