ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С. Г . Пятк ова
Учебно–методическое пособие
для студентов вузов,
обучающихся по направлению подготовки бакалавриата
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «История и Обществознание»
2-е издание, дополненное
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 94(47+57)”18”(075.8)
ББК 63.3(2)52я81
П 99
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Милевский О.А., доктор исторических наук, профессор
Сургутского государственного педагогического университета
Фролова Н.В., кандидат исторических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
Пяткова, С. Г.
П 99
История России XIX век : учеб.-метод. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность
«История и Обществознание» / С. Г. Пяткова ; Департамент
образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение
высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». –
Изд. 2-е доп. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический
университет», 2018. – 163, [1] с.
ISBN 978-5-93190-375-0
Учебно-методическое пособие является экспериментально-теоретической
разработкой курса «История России XIX век» для подготовки бакалавров педагогического
образования направленность «История и Обществознание».
Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов
(учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, формы
и виды контроля самостоятельной работы студентов). Материалы позволяют
четко выстроить систему контроля самостоятельной работы студентов.
Практическая направленность курса способствует увеличению и активизации
самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес
к предмету.
УДК 94(47+57)”18”(075.8)
ББК 63.3(2)52я81
ISBN 978-5-93190-375-0
Пяткова С.Г., 2018
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2018
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
История Росси XIX века всегда привлекала и привлекает внимание
отечественных и зарубежных исследователей. Поскольку
это эпоха важных перемен в жизни российского государства и общества,
перемен в системе государственного управления, общественно-политической
мысли, экономической и культурной сфере,
внешнеполитической деятельности. Кроме того, это эпоха великих
людей (императоров, политических деятелей и мыслителей), которые
внесли значительный вклад в развитие различных направлений
внешней и внутренней политики российского государства.
Данное учебно-методическое пособие соответствует новым
целям и требованиям в системе высшего образования. Приоритетным
направлением в высшем образовании является овладение интеллектуальными,
оперативными, профессиональными умениями.
Данная работа позволяет создать условия для формирования
профессиональных компетенций обучающихся.
Пособие представляет собой комплект учебно-методических
материалов по курсу «История России: XIX век» (учебнотематический
план курса, методическое сопровождение модулей,
формы и виды контроля самостоятельной работы студентов).
В рамках курса сформулирована профессиональная цель
обучения – научиться проектировать интерактивные учебные занятия
по курсу «История России: XIX век».
Определены основные задачи курса:
1) изучить основные факты, тенденции и закономерности
развития Российской империи XIX века;
2) научиться анализировать организационно-методическую
деятельность (преподавателя и студента) в ходе проведения интерактивных
учебных занятий по курсу «История России XIX век»;
3) создать проекты интерактивных учебных занятий
по курсу «История России: XIX век».
Хронологические рамки пособия охватывают период с начала
правления Александра I и до конца правления Александра III.
3
Стр.3
Курс «История России: XIX век» продолжает изучение русской
истории, начатое на предыдущих курсах (с древнейших
времен до XVIII века) и занимает важное место среди других
дисциплин профессионального цикла. Это связано с тем, что
XIX век в истории российского государства характеризуется
крупными реформами в области управления, экономических и
общественных отношений. Отмена крепостного права, либеральные
реформы 60 – 70-х гг. – часть процесса «эпохи освобождения».
В XIX столетии в России возникают различные оппозиционные
общественные движения, что является одной из центральных
тем рассмотрения истории этого периода. Несмотря на серьезные
внутренние преобразования к концу XIX века Россия становится
могущественной европейской державой. Кроме того, тесная связь
курса с «Методикой преподавания истории в школе» позволяет
сформировать профессиональные умения и навыки в ходе изучения
русской истории XIX века.
В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать
знания:
1) основных фактов и проблем, понимание тенденций и закономерностей
развития Российской империи XIX века;
2) основных вех и особенностей развития Российской империи
XIX века, основных общественно-политических деятелей
эпохи и их роли в развитии государства;
3) основных типов и видов источников по истории России
XIX в., их особенностей и значения в ходе изучения курса;
4) историографии основных проблем развития Российской
империи в XIX веке.
В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать
умения:
1) определять основные понятия, историческую значимость
событий и фактов в истории России XIX века;
2) анализировать различные виды источников по русской
истории XIX века, определять их информативные возможности
в ходе изучения курса;
3) выделять и анализировать исторические процессы, выделять
причинно-следственные связи между историческими явлениями;
4)
применять теоретические знания по русской истории
XIX века в профессиональной деятельности (разработке проектов
интерактивных учебных занятий по курсу).
4
Стр.4
В результате изучения курса студенты должны владеть:
1) приемами анализа интерактивных учебных занятий
по истории и методикой их проектирования;
2) приемами научного анализа и использования знаний
по истории России XIX в. в профессиональной и культурнопросветительской
деятельности.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций:
способность анализировать основные этапы и закономерности
исторического развития для формирования патриотизма
и гражданской позиции (ОК-2);
готовность реализовывать образовательные программы
по предметам в соответствии с требованиями образовательных
стандартов (ПК-1);
способность использовать возможности образовательной
среды для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения и обеспечения качества учебновоспитательного
процесса средствами преподаваемых предметов
(ПК-4);
способность организовывать сложную историческую и обществоведческую
информацию в логически последовательной
форме (ПК-15);
способность извлекать и интерпретировать историческую
информацию из различных исторических источников (ПК-16);
способность ориентироваться в исторических и обществоведческих
концепциях и выделять специфику интерпретации
прошлого различными школами и направлениями в исторической
науке (ПК-17);
способность анализировать исторические события, явления
и процессы, явления и процессы общественной жизни в их
пространственных и временных рамках (ПК-18);
способность использовать специальные принципы и методы
для анализа исторических проблем и тенденций общественного
развития (ПК-20).
Общая трудоемкость курса составляет 3 зачетные единицы.
Основными видами занятий в ходе изучения курса являются семинарские
и практические в русле развивающего и проблемного
обучения, предполагающие индивидуально-поисковую работу,
решение практических задач. Основными формами проведения
занятий является работа в малых группах.
5
Стр.5
В структуре курса определены модуля (раздела), каждый
из который посвящен реализации сформулированных задач:
Модуль 1 «Основные факты, тенденции и закономерности
развития Российской империи XIX века».
Модуль 2 «Интерактивные учебные занятия в преподавании
курса «История России XIX век».
Модуль 3 «Разработка интераткивных учебных занятий (проектов)
по курсу «История России XIX век».
В ходе изучения Модуля 1 предполагается сформировать
у студентов знание основных фактов и проблем, понимание тенденций
и закономерностей развития Российской империи XIX века.
Поэтому особое внимание уделено изучению основных тенденций
политического и общественно-политического развития России
(УЭ-1.1), инновационных и традиционных черт социальноэкономической
системы страны (УЭ-1.2), тенденций во внешней
политике российских императоров XIX века (УЭ-1.3).
Структура Модуля 2 предполагает изучение различных форм
интерактивных учебных занятий по истории в школе и методику
их проектирования (УЭ-2.1), анализ и оценку организационнометодической
деятельности в ходе проведения интерактивных
учебных занятий по русской истории XIX века (УЭ-2.2), разработку
методических рекомендаций и требований к проектированию
различных форм интерактивных учебных занятий по истории
(УЭ-2.3).
В ходе прохождения Модуля 3 особое внимание уделено
созданию проектов интерактивных учебных занятий по курсу
«Истории России XIX век». При этом определяются условия, методы
проектной деятельности учащихся, студенты учатся ставить
цели и производить отбор содержания материала по истории России
XIX века в соответствии с формой интерактивного занятия,
разрабатывать различные виды и формы интерактивного учебного
занятия по истории для школы. Для более эффективного овладения
проектной методикой студентам предлагается определить
этапы и логику разработки учебного проекта: составление «визитных
карточек» и учебно-методического пакета. Рубежным
контролем по модулю является учебная конференция, на которой
студенты защищают разработанные проекты и рецензируют их.
Представлены методические рекомендации ко всем видам
контроля самостоятельной работы студентов, которые соотнесены
с целью и задачами курса: семинарские и практические
6
Стр.6
занятия, различные виды нетрадиционных учебных занятий
(представления, оценочные и дискуссионные уроки), составление
сравнительных таблиц, логических цепочек, работа с картой
и ее описание, написание проектов (составление «визитных карточек»,
учебно-методического пакета), рецензий.
Структура курса позволяет логично выстроить систему контроля
самостоятельной работы студентов. Практическая направленность
курса, где теоретические и конкретные знания в большей
степени являются материалом для формирования профессиональных
умений, способствует увеличению и активизации самостоятельной
работы студентов, значительно повышает интерес
к предмету.
7
Стр.7