УДК 378.4
ББК 74.58У 59
Издается по решению кафедры гражданского права
юридического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова и издательства «СТАТУТ»
д.ю.н., профессор В.В. Безбах, к.ю.н., доцент В.С. Ем,
к.ю.н., профессор А.А. Иванов, д.ю.н., профессор А.Л. Маковский,
к.ю.н., доцент А.И. Муранов, д.ю.н., профессор Е.А. Суханов,
к.ю.н., доцент Ю.В. Тай, д.ю.н., профессор В.Ф. Яковлев
Редакционная коллегия серии:
Председатель редакционной коллегии
д.ю.н., профессор А.Л. Маковский
Заместитель председателя редакционной коллегии
д.ю.н., профессор Е.А. Суханов
У 59
Университетский вопрос в России / Сост. и авт. вступ. ст. Е.А. Суханов. – М.:
Статут, 2017. – 704 с. (Библиотека журнала «Вестник гражданского права».)
ISBN 978-5-8354-1308-9 (в пер.)
Настоящее издание представляет собой сборник работ (монографий и статей)
ш выдающихся российских ученых-юристов начала ХХ в., посвященных проводиво
ейся в то время подготовке нового Университетского устава и реформе высшего
рбразования, которая получила название «университетского вопроса». В центре этой
меформы стоял вопрос об улучшении подготовки студентов и совершенствовании
иетодики преподавания учебных дисциплин, в том числе о соотношении лекционных
« семинарских (практических) занятий. В ходе широкого публичного обсуждения
иуниверситетского вопроса» участниками этой острой дискуссии высказывались
ж обосновывались диаметрально противоположные взгляды относительно содер(
ания, методики и перспектив отечественного университетского преподавания
екоторое находилось в то время на весьма высоком уровне, не уступая большинству
вропейских университетов).
Основное содержание данного сборника составляют работы лидеров двух
ш основных противоборствовавших направлений – Л.И. Петражицкого, отстаивавс
его сохранение и развитие традиционных, классических начал в университетпком
образовании, и П.Е. Казанского, являвшегося сторонником кардинальных
среобразований с целью усиления практической направленности в подготовке
цтудентов. Кроме того, в настоящий сборник включены статьи корифеев российской
иивилистики – Д.И. Мейера и И.А. Покровского, а также профессора В.В. Есипова
у приват-доцента К.К. Дыновского, посвященные проблемам совершенствования
пниверситетского преподавания правовых дисциплин, в том числе гражданского
срава. Все эти работы представляют особый интерес в свете происходящей в натоящее
время очередной реформы отечественной высшей школы.
Издание рассчитано на преподавателей и аспирантов юридических вузов и фавсех
интересующихся проблемами развития отечественного высшего образования.
Издательство выражает искреннюю признательность юридической фирме
«Дебевойз энд Плимптон ЛЛП» за весомый вклад в издание настоящей книги
ISBN 978-5-8354-1308-9
© Е.А. Суханов, составление, вступительная статья, 2016
© Издательство «Статут», 2016
УДК 378.4
ББК 74.58
икультетов, а также на вузовских преподавателей иных гуманитарных специальностей
Стр.4
Содержание
Высшее образование и его реформы в России:
романтизм и прагматизм («университетский вопрос»
в России начала ХХ века) (Е.А. Суханов) ............................................................. 6
Университет и наУка
(опыт теории и техники университетского дела
и научного самообразования) (Л.И. Петражицкий) ........................................ 18
Предисловие .................................................................................................... 18
Введение .......................................................................................................... 21
Часть первая. Университеты как ученые учреждения ................................... 27
Часть вторая. Университеты как учебные заведения .................................... 40
1. Теперешние суждения. Переполнение университетов ......................... 40
2. Практические занятия ............................................................................ 49
3. Уроки по учебнику, репетиции и экзамены .......................................... 74
4. Смешанные системы университетского преподавания .......................117
5. Смысл и идеал университета как учебного заведения .........................153
А. Наука и учебник ...............................................................................154
В. Университетское преподавание. Его психология
С. и значение .........................................................................................179
Общие выводы о существе и идеале научного
образования и университета ............................................................317
вопрос о преподавании права в рУсской печати в 1901 г.
(П.Е. Казанский) .............................................................................................324
1. Задачи, преследуемые юридическими факультетами ..........................334
2. Лекционная или сложная система преподавания? ..............................351
3. Чтение лекций .......................................................................................377
4. Самостоятельное чтение и собеседования учащихся ...........................407
5. Значение практических занятий ...........................................................435
6. Некоторые черты устройства практических занятий ...........................487
7. Экзамены ...............................................................................................526
Заключение ................................................................................................543
о значении практики в системе современного
юридического образования (Д.И. Мейер) .......................................................578
Желательная постановка граЖданского права
в изУчении и преподавании (И.А. Покровский) ..............................................625
задачи цивилистического образования и значение его
для граЖданского правосУдия (К.К. Дыновский) ............................................642
о преподавании права (В.В. Есипов) ...............................................................674
Стр.5