ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1475)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹4’2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
Цели и содержание образования:
о советских традициях
и современной ситуации
А.Б. Вифлеемский,
А.М. Кушнир
Туалетизация школы, или
Высшая школа экономики
7
Анализ развития образования за последние пять лет. Изменения
в учебном плане и результаты образования на основе международных
исследований. Связь содержания образования со здоровьем школьников.
Изменения в понимании воспитания и роли государства в образовании.
20
Ненужные для общественности закупки различных услуг для нужд
министерства. Объём закупок министерства на 2019 год. Взаимосвязь
и практическое значение здоровья учащихся в сельских школах и строительства
тёплых туалетов одновременно с закупкой для нужд министерства
и выделением миллиардов рублей на научные исследования
Высшей школы экономики.
В.С. Лазарев
Новую школу
нужно выращивать!..
А.В. Хуторской
Для какой страны стандарты?
О проекте следующих ФГОСов
Д.Г. Левитес
Для чего нужна школа
в ÕÕI âåêå?
34
Проблемы развития отечественной системы общего образования.
Анализ причин неэффективности реализовавшихся в последние
десятилетия мер по её модернизации. Необходимость смены стратегии
преобразований в школе.
42
Обновлённый вариант стандартов общего образования. Ошибки,
допущенные разработчиками, не ведущие к улучшению ситуации
в образовании России.
47
Попытка осмысления происходящего с отечественной школой
в условиях стремительных и непредсказуемых изменений в мире,
а также изменений в содержании и динамике развития ребёнка.
Анализ философско-педагогических оснований профессиональных
психологических установок учителя, их влияния на отношение
к профессии.
2
Народное образование 4’2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Т.И. Курасова
Традиции и инновации в работе
сельской школы-интерната
С.Н. Коваленко
Воспитание трудом
59
Образование детей с разной степенью здоровья и социальным статусом
семьи. Воспитание производственным трудом. Приёмы, находки,
педагогические эффекты.
69
Идеи А.С. Макаренко и современная школа. Ученическое самоуправление,
общее и профессиональное образование — подготовка к осознанному
выбору профессии и первый профессиональный опыт. Труд
в содержании образования.
Т.С. Дорохова,
С.А. Новосёлов,
Ю.Н. Галагузова
Социальные проекты как
инструмент социальнопедагогической
деятельности
в контексте наследия
А.С. Макаренко
Т.Ф. Кораблёва
Homo sovetikus как проект
и реальность
75
Рефлексия юбилейных мероприятий, посвящённых 130-летию Антона
Семёновича Макаренко, в частности Всероссийской конференции
с международным участием в Екатеринбурге. Социальные проекты,
реализуемые в Уральском государственном педагогическом университете
на базе Института педагогики и психологии детства. Принципы социальнопедагогической
деятельности, действенность которых обоснована
теоретически и подтверждена на практике А.С. Макаренко. Поддержка
категорий людей (одарённых детей, делинквентных подростков)
в рамках технологического направления социальной педагогики.
82
Процесс трансформации представлений о Новом человеке в Советской
России 1920-х гг., включая позицию А.С. Макаренко. Причины
успешной деятельности Макаренко, выигравшего исторический спор
о Новом человеке у корифеев отечественной политики и образования
в теории и практике социального воспитания.
А.A. Абаринов
Орденоносцы.
Макаренко и Чуковский
К 80-летию со дня кончины
А.С. Макаренко
96
Рассказ о нескольких встречах А.С. Макаренко и К.И. Чуковского.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т.И. Шамова
Кластерный подход к развитию
образовательных систем
101
Теоретические основы кластерного подхода, разработанные учёнымпрактиком,
профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом
Портером, а также его методика мониторинга оценки конкурентоспособности
систем. Попытка разработки метода применительно
к образованию.
3
Народное образование 4’2019
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Д.В. Татьянченко
Метаобразование
школьников
Е.Б. Куркин
Модель образования
для сложного мира
105
Основные характеристики метаобразования школьников. Формирование
голокартины мира, объединяющей видение мира различными формами
мировоззрения.
114
Вызовы сложного мира и четвёртая промышленная революция, несущая
цифровизацию, автоматизацию, роботизацию. Последствия и изменения.
Человек, не способный ответить на вызовы быстро меняющегося
сложного мира как угроза жизни для человечества. Неуправляемая гонка
технического прогресса и современных технологий. Класс ненужных
людей. Потребность в новой модели образования.
В.А. Ясвин
Историко-педагогический
анализ потенциала
формирования продуктивности
личности в образовательных
средах
124
Понятие «продуктивности личности» в контексте развития человеческого
капитала. Сравнительный историко-педагогический анализ потенциала
формирования продуктивности личности в образовательных средах,
спроектированных педагогами-классиками. Продуктивность учащихся
в педагогических моделях А.С. Макаренко, Я. Корчака и Дж. Локка,
направленных на стимулирование созидательной активности личности.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
О.А. Фиофанова
Управление на основании
данных в сфере образования
135
Ключевые компетенции деятельности управленца образования. Управление
развитием — важная компетенция руководителя в условиях реализации
Стратегии научно-технологического развития России, государственной
программы развития образования. Изменение традиционных
управленческих моделей на основе модели проектного управления.
В.С. Запалацкая
Роль педагогических
сообществ в процессе
профессиональной
подготовки будущего учителя
143
Возможности педагогических сообществ в становлении начинающих
учителей. Актуальность такой формы сопровождения начинающего
педагога, как наставничество. Опыт Московского государственного
областного университета посредством создания предметных Ассоциаций
— профессиональных педагогических сообществ, обеспечивающих
для педагогов возможности неформального и информального
повышения квалификации и организующих работу по сопровождению
будущих и начинающих педагогов. Характеристика наиболее важных
качеств наставника.
А.М. Каменский
От школы удовольствия
к школе радости
147
В.А. Сухомлинский в истории отечественного образования. Идеи
Сухомлинского в педагогической практике. Нелинейное понимание
наследия учёного и практическое воплощение в жизни лицея
№ 590 г. Санкт-Петербурга. Радость как способность быть полезным
и счастливым.
4
Народное образование 4’2019
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
А.А. Ярулов
Смысловые ориентиры
управления
В.Г. Боровик
О личных делах учащихся
154
Смысловые позиции управления современной образовательной
организацией. Авторская интерпретация содержания управления
образованием.
160
Формирование и ведение личных дел образовательного учреждения.
Необходимость федерального нормативного правового акта регулирующего
функции по ведению личных дел.
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.А. Мурашов
Личность языковая, личность
риторическая: детская речь
и взрослые проблемы...
Е.М. Авраамова
Причины неуспешности
обучения школьников
в представлениях учителей
и родителей
165
Возможности выявления риторической личности. Характеристики
риторической личности с позиций индивидуального смыслового
контекста. Индивидуализированное восприятие и построение
высказывания на примерах детской речи.
171
Вопросы успеваемости на основании данных мониторингового исследования
эффективности школьного образования ЦЭНО РАНХиГС. Оценка
масштабов неуспеваемости в зависимости от класса обучения учителями,
а также её основные причины. Степень включённости родителей в процесс
образования и успеваемость детей.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Е.А. Ямбург
Трудный,
но необходимый разговор
О разработке стратегии развития
воспитания в Российской Федерации
Н.Е. Щуркова и др.
«Каждый» как ценностный объект
воспитательного процесса
А.А. Остапенко
Воспитание утратой
177
Содержание, цели, задачи, формы и методы воспитания юных граждан
России — опасности разработки. Утопия или идеал. Основные
направления стратегии развития воспитания.
190
Поиск истины в вопросе воспитания. Коллектив и успех каждого
ребёнка. Психологический климат как ключевая характеристика основания
успеха. Шаги по созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.
198
Переживание смерти — сложная тема воспитания детей. Сопереживание
смерти в детстве и отрочестве помогает обретать смысл жизни молодому
человеку и во взрослом состоянии достойно переживать жизненные
утраты.
5
Народное образование 4’2019
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
Кликбейты и листиклы —
современные при¸мы подачи
информации онлайновыми
медиа
203
Приемы, используемые цифровыми медиа с целью привлечения внимания
пользователя. Кричащие заголовки статей, списки, создающие иллюзию
пространственно-организованной информации. Кликбейты и листиклы.
Результаты исследований заголовков, опубликованных рядом международных
медиа корпораций. Взаимосвязь между виральностью новостных
статей и эмоциями, которые они вызывают.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
Профессионал
211
Опыт заместителя директора гимназии № 12 г. Липецка, кандидата
педагогических наук А.В. Волкова. Завуч во всех ипостасях (сущностях,
качествах): как человек, педагог, учитель, учёный, методист, управленец,
культуролог. Ответ на вопрос: «Что даёт директору школы сильный
завуч?»
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 17.09.2019. Формат 84×108 1/16. Тираж 4100 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 14. Усл.-печ. л. 23,52. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7