МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Составитель
О. М. Бабич
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
Содержание
Введение ...............................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................................6
1.1. Учебная программа дисциплины «Специальная психология» .................6
1.2. Содержание учебной дисциплины «Специальная психология» ..............9
1.3. Планы семинарских занятий ......................................................................15
Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ..............25
2.1. Предмет и задачи специальной психологии. Закономерности
нарушенного развития .......................................................................................25
2.2. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного
развития ..............................................................................................................31
2.3. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями:
проблемы и новые подходы ..............................................................................37
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ ..................................................................................................48
3.1. Теоретические подходы к решению проблемы «норма-патология» ......48
3.2. Виды нормы в специальной психологии. Критерии и условия
нормального развития личности ......................................................................50
3.3. Компенсация, коррекция, реабилитация и абилитация как категории
специальной психологии ...................................................................................56
3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.1. Учебная программа дисциплины «Специальная психология»
Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к циклу
«Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология
(бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла.
Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов систематизированных
научных представлений о множественности вариантов аномального
психического развития личности ребенка.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
1) формирование у студентов знаний о психологических феноменах, категориях,
методах изучения и описания закономерностей функционирования
и развития психики в дизонтогенезе с позиций, существующих в отечественной
и зарубежной науке подходов; о многообразии аномалий психического
развития детей;
2) выработка умений составления программы изучения отдельных личностных
и интеллектуальных свойств аномального ребенка с последующей
их коррекцией и формированием;
3) воспитание гуманного отношения к детям с аномалиями в психическом
развитии;
4) укрепление у студентов устойчивого интереса к специальной психологии
и применению соответствующих знаний в практической деятельности
психолога.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь
подготовку по общей психологии, психологии развития и возрастной психологии,
основам патопсихологии и организации психологической службы. У
студентов должны быть сформированы элементы следующих компетенций:
– способность к реализации стандартных программ, направленных на
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии,
профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1) – в
части знания базовых диагностических, консультативных, психокоррекционных
технологий, позволяющих решать типовые задачи в различных областях
практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида;
– способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания
индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием
традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания
психологических основ социальной работы, ее специфику с различными ка6
Стр.6
тегориями населения, в том числе с проблемными; владения навыками составления
консультативных, развивающих, реабилитационных и психокоррекционных
программ;
– способность к участию в проведении психологических исследований
на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных
научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) – в части знания
профессионально-этических норм и принципов работы психолога; владения
навыками применения знаний различных отраслей психологии для правильного
психологического объяснения и интерпретации жизненных ситуаций,
фактов повседневной жизни, в которых проявляются поведение людей, индивидуально-психологические
особенности личности, ее сознания и самосознания,
познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер;
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека,
социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,
функционированию людей с ограниченными возможностями, в том
числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания категориального
аппарата, методологических принципов, основных направлений, проблем
и феноменологию различных отраслей психологии.
Учебная дисциплина «Специальная психология» является предшествующей
для следующих дисциплин: «Психология социальной работы», «Психология
семьи», «Перинатальная психология», «Психология девиантного
поведения».
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие профессиональные компетенции (ПК):
– способность к выявлению специфики психического функционирования
человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и
факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной
и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания факторов
риска аномального развития; умений применять знания факторов риска аномального
развития для описания закономерностей функционирования и развития
психики при аномальном развитии;
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека,
социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,
функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе
и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания закономерностей
функционирования и развития психики при нарушенном развитии; умений
интерпретации жизненных ситуаций, фактов повседневной жизни, в которых
проявляются индивидуально-психологические особенности личности,
ее сознания и самосознания, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой
сфер;
7
Стр.7
– способность к использованию дидактических приемов при реализации
стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по
оптимизации психической деятельности человека (ПК-11) – в части знания
психологических технологий, позволяющих решать типовые задачи в психокоррекционной
и реабилитационной работе; умений применять знания о
психологических технологиях, позволяющих решать типовые задачи практической
деятельности; владения дидактическими приемами составления психокоррекционных
и реабилитационных программ по оптимизации психической
деятельности человека, в том числе с ограниченными возможностями.
Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным
планом — 2 ЗЕТ/72 часа.
Виды учебной работы:
Вид учебной работы
Аудиторные занятия
в том числе:
лекции
семинарские/практические
Самостоятельная работа
Итого:
Трудоемкость (часы)
По семестрам
Всего
В том числе в
интерактивной
форме
6 сем.
32032
16016
16016
лабораторные 000
40040
72072
Форма промежуточной аттестации зачет
Тематический план
№
п/п
Наименование раздела
дисциплины
1 Введение в специальную психологию
2
Виды нарушений психического
развития личности
3 Психокоррекционные технологии
в специальной психологии
Итого:
Лекции Семинары /
пр. занятия
4
10
2
4
10
2
1616
8
зачет
Виды занятий (часов)
Самостоятельная
работа
12
18
10
Всего
20
38
14
4072
Стр.8
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Специальная
психология» продолжается в течение семестра (отводится 40 часов) и
предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем
литературы по вопросам семинарских занятий (приведены ниже), а также
самостоятельное освоение понятийного аппарата, выполнение ряда практических
и творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских
занятиях, и подготовку к текущей аттестации.
В ходе изучения дисциплины предполагается проведение текущих аттестаций
– в виде контрольных работ и практических заданий. Их успешное прохождение
является обязательным условием допуска к промежуточной аттестации
(зачету), который завершает изучение дисциплины «Специальная психология».
1.2. Содержание учебной дисциплины «Специальная психология»
Тема 1. Введение в специальную психологию
Аномальный ребенок в структуре общества. Объект, предмет и задачи
специальной психологии.
История развития специальной психологии. Источники возникновения
специальной психологии: клиническая психология, возрастная психология,
дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика. Культурно-историческая
теория Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева
как теоретические основания специальной психологии.
Этапы становления специальной психологии. Теоретическая и практическая
значимость исследований А. Бине и Г. И. Россолимо. Проблема определения
степени тяжести дефекта. Идея качественного своеобразия явлений
и процессов, изучаемых дефектологией. Методологическое оформление дефектологии
как науки. Междисциплинарный статус специальной психологии.
Отрасли специальной психологии.
Основные подходы к дихотомии «нормы и аномалии» развития. Возрастная,
статистическая, индивидуальная и функциональная нормы развития.
Понятие «аномальный ребенок». Условия нормального развития, сформулированные
Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия. Единство биологических и социальных
факторов в психическом развитии ребенка. Депривационные феномены
как причина и следствие нарушенного развития.
Понятие первичного и вторичных дефектов развития (Л. С. Выготский).
Факторы, определяющие аномальное развитие личности. В. И. Лубовский о
психической структуре дефекта (регистр-синдром).
Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Классификация
дизонтогений.
9
Стр.9
Тема 2. Виды нарушений психического развития личности
Психология детей с отставанием и задержкой в развитии
Определение умственной отсталости. История изучения нарушений умственного
развития. Вклад Г. Я. Трошина и Л. С. Выготского в исследования
личностных особенностей умственно отсталых детей. Разработка Л. В. Занковым
теоретических основ специальной психологии. Причины умственной
отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому
принципу. Дети-олигофрены: дебильность, имбецильность, идиотия. Особенности
психического развития детей с умственной отсталостью.
Определение задержки психического развития (ЗПР). Проблема слабовыраженных
отклонений в психическом развитии в зарубежной и отечественной
психологии. Исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в области школьной
неуспеваемости. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений.
Социальная и педагогическая запущенность как причины возникновения ЗПР.
Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
Особенности развития личности с задержкой психического развития.
Психология детей и подростков с диспропорциональным развитием
Синдром раннего детского аутизма (РДА) как вариант искаженного развития.
Понятие «аутизм». История изучения РДА. Причины и механизмы
возникновения РДА. Психологическая сущность детского аутизма. Группы
детей с РДА: аутизм как полная отрешенность от происходящего, как активное
отвержение, как захваченность аутистическими интересами, как трудность
организации общения и взаимодействия с другими людьми.
Разработка вопросов дисгармонического развития личности. Причины
дисгармонического развития. Нарушение социально-психологической адаптации.
Понятие «патологическое развитие». Начало изучения психопатий в
80-90-х гг. XIX века Х. Кандинским, В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым.
Дальнейшее развитие учения о психопатиях: уточнение и дифференциация
клинических типологий (П. Б. Ганнушкин, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев).
Разработка учения об акцентуированных личностях (К. Леонгард, А. Е. Личко).
Разработка психолого-педагогических методов профилактики, выявления
и коррекции психопатий и акцентуаций характера (С. А. Беличева,
И. А. Коробейников и др.).
Психология детей, развивающихся по типу поломки
или выпадения определенной функции
Развитие личности с нарушением слуха. Причины нарушений слуха.
Психологическая классификация нарушений слуховых функций у детей.
Особенности развития личности с нарушениями слуха.
10
Стр.10