Язык
и
культура
№ 42
Научный журнал
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-30317 от 19 ноября 2007 г.)
Подписной индекс в объединённом каталоге «Пресса России» 44041
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, входящих в
международную реферативную базу данных и системы цитирования, в которых должны
быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»,
Высшей аттестационной комиссии
2018
Томск
2018
Стр.2
Учредитель – ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Главный редактор, председатель редакционной коллегии:
Гураль Светлана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
английской филологии ТГУ, заслуженный работник высшего образования РФ, заслуженный
декан Томского государственного университета.
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гераэртс Дирк, доктор философии, профессор лингвистики, основатель кафедры квантитативной лексикологии
и вариативной лингвистики, университет г. Лёвин (Бельгия).
Гиллеспи Дэвид, доктор философии, профессор, университет г. Бат (Великобритания).
Диниз Курц Фабиана, доктор педагогики, профессор, Региональный университет северо-запада штата РиуГранди-ду-Сул
(Бразилия).
Кечкеш Иштван, доктор философии, профессор, государственный университет штата Нью-Йорк, г. Олбани (США).
Малони Патрик Дэннис, доктор права, профессор, Томский государственный педагогический университет (Россия).
Мешлер Жак, профессор, университет г. Женева (Швейцария).
Самбурский Денис Николаевич, доктор философии, профессор, университет г. Сиракьюза (США).
Демешкина Татьяна Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка
филологического факультета Томского государственного университета (Россия).
Жиляков Артём Сергеевич, ответственный секретарь, кандидат филологических наук, доцент, Томский
государственный университет (Россия).
Игна Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра романо-германской филологии и
методики обучения иностранным языкам, Томский государственный педагогический университет (Россия).
Ким-Малони Александра Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой лингвистики
и межкультурной коммуникации, Томский государственный педагогический университет (Россия).
Кобенко Юрий Викторович, доктор филологических наук, профессор, кафедра немецкого языка Томского
государственного университета (Россия).
Которова Елизавета Георгиевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра прагматики и теории коммуникации
Зеленогурского университета (Польша), Гуманитарный факультет, Институт германской филологии (Россия).
Мильруд Радислав Петрович, доктор педагогических наук, профессор, Тамбовский государственный
технический университет (Россия).
Морева Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный
университет (Россия).
Нагель Ольга Васильевна, доктор филологических наук, доцент, Томский государственный университет
(Россия).
Нестерова Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка
филологического факультета Томского государственного университета (Россия).
Нечаев Николай Николаевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия).
Новицкая Ирина Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Томский государственный
университет (Россия).
Обдалова Ольга Андреевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный университет (Россия).
Панова Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный университет
(Россия).
Поляков Олег Геннадиевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией лингвистики
и межкультурной коммуникации, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Россия).
Серова Тамара Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных
языков, лингвистики и межкультурной коммуникации, Пермский национальный исследовательский
политехнический университет (Россия).
Смокотин Владимир Михайлович, доктор философских наук, профессор, Томский государственный
университет (Россия).
Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина (Россия).
Темникова Ирина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный
университет (Россия).
Тер-Минасова Светлана Григорьевна, доктор филологических наук, профессор, Московский
государственный университет (Россия).
Тихонова Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, и.о. декана факультета иностранных языков,
доцент, заведующая кафедрой китайского языка, Томский государственный университет (Россия).
Травина Ирина Иосифовна, старший преподаватель, Томский государственный университет (Россия).
Юрина Елена Андреевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка Томского государственного
университета (Россия).
Стр.3
Founder – TOMSK STATE UNIVERSITY
Head of the Editorial Board
Prof. Svetlana K. Gural, D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department of English Philology,
Honored Worker of Higher Education in the Russian Federation; Distinguished Dean of Tomsk State
University, Faculty of Foreign Languages, National Research Tomsk State University.
MEMBERS OF THE EDITORIAL BOARD:
Evgeniya V. Tikhonova, PhD (Education), acting Dean of Faculty of Foreign Languages, Associate
Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Fabiana Diniz Kurtz, PhD, Professor, Unijuí (Brazil).
Prof. Dirk Geeraerts, PhD, Professor, Founder of the Research unit of Quantitative Lexicology and
Variationist Linguistics, University of Leuven (Belgium).
Prof. David Gillespie, PhD, Professor, University of Bath (UK).
Prof. Istvan Kecskes, PhD, Professor, State University of New York, Albany (USA).
Dr. Patrick D. Maloney, D.Sc. (Law), Professor, Tomsk State Pedagogical University (Russia).
Prof. Jacques Moeschler, Professor, University of Geneva (Switzerland).
Dr. Denis N. Samburskiy, PhD, Professor, Syracuse University (USA).
Prof. Tatyana A. Demeshkina, D.Sc. (Philology), Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Olga N. Igna, D.Sc. (Education), Professor, Tomsk State Pedagogical University (Russia).
Prof. Alexandra A. Kim-Maloney, D.Sc. (Philology), Professor, Head of the Department of Linguistics
and Cross-cultural Communication, Tomsk State Pedagogical University (Russia).
Prof. Yuri V. Kobenko, D.Sc. (Philology), Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Elizaveta G. Kotorova, D.Sc. (Philology), Professor, Zelenogur University (Poland), Institute of
German Philology (Russia).
Prof. Radislav P. Milrood, D.Sc. (Education), Professor, Tambov State Technical University (Russia).
Anastasia V. Moreva, PhD (Philology), Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Dr. Olga V. Nagel, D.Sc. (Philology), Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Nikolay N. Nechaev, D.Sc. (Psychology), Professor, Academician of RAS (Russia).
Prof. Natalya G. Nesterova, D.Sc. (Philology), Professor, Tomsk State University (Russia).
Dr. Irina V. Novitskaya, D.Sc. (Philology), Tomsk State University (Russia).
Dr. Olga A. Obdalova, D.Sc. (Education), Tomsk State University (Russia).
Olga B. Panova, PhD (Philology), Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Oleg G. Polyakov, D.Sc. (Education), Professor, Head of the Laboratory of Linguistics and Crosscultural
Communication, G.R. Derzhavin Tambov State University (Russia).
Prof. Tamara S. Serova, D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department of Foreign Languages,
Linguistics, and Cross-cultural Communication, Perm National Research Polytechnic University (Russia).
Dr. Vladimir M. Smokotin, D.Sc. (Philosophy), Tomsk State University (Russia).
Prof. Pavel V. Sysoyev, D.Sc. (Education), Professor, G.R. Derzhavin Tambov State University (Russia).
Irina G. Temnikova, PhD (Philology), Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Prof. Svetlana G. Ter-Minasova, D.Sc. (Philology), Professor, Faculty of Foreign Languages, Moscow
State University (Russia).
Travina Irina Iosifovna, Senior Lecturer, Tomsk State University (Russia).
Prof. Elena A. Yurina, D.Sc. (Philology), Professor, Tomsk State University (Russia).
Artyom S. Zhilyakov, PhD (Philology), Executive Editor, Associate Professor, Tomsk State University
(Russia).
Editorial and publisher address:
National Research Tomsk State University, Faculty of Foreign Languages
36 Lenina Avenue, Tomsk, Russia, 634050
Telephone / fax: + 7 (3822) 52-97-42
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Гураль С.К., Петрова Г.И., Смокотин В.М. Выразить невыразимое:
возможности синергетических усилий лингвистики и философии .............................
Артемова О.Г., Комарова Э.П., Кретов А.А. Эволюция маркемной лексики
на основе исследования маркем в хронологических срезах .........................................
Викулова Л.Г., Щепилова А.В., Вострикова О.В., Шевченко Н.Л.,
Касьянова Н.Б. Оценочный вектор рецензии в музыкальном дискурсе ....................
Клочко К.А., Крузе Б.А. Исследование текстообразующего потенциала однои
двухкомпонентных высказываний ...............................................................................
Котюрова М.П., Кушнина Л.В., Аликина Е.В. Когнитивная функция выражения
определенности / неопределенности высказываний в научном тексте .......................
Матыцина М.С. Иммигрант vs эмигрант – обзор британских газет
с позиций критического дискурс-анализа ......................................................................
Нефедова Л.А. Прямое заимствование и калька как средства языковой
репрезентации заимствованного концепта (на примере фразеологических
концептов first lady / первая леди в немецком и русском языках) ...............................
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Millrood R., Maksimova I. Cognitive skills in education: typology and development ....
Rozanova Yа., Kudryashova A., Zamyatina O. Computer-aided research
of ESP class materials: vocabulary potential and learning opportunities ...........................
Безукладников К.Э., Жигалев Б.А., Прохорова А.А., Крузе Б.А. Особенности
формирования мультилингвальной образовательной политики в условиях
нелингвистического вуза .................................................................................................
Егорова П.А., Мухина Д.Д., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Сорокина Т.М.
Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями
здоровья в условиях высшей школы ...............................................................................
Леушина И.В. Акмеологический подход к построению лингвообразовательной
траектории студента вуза .................................................................................................
Сороковых Г.В., Кутепова О.С. Вызовы XXI века: неформальное иноязычное
образование и стратегии его реализации .......................................................................
Фурманова В.П., Ферстяев А.И. Развитие межкультурной компетенции
студентов-бакалавров на основе концептуальной модели ...........................................
Хвесько Т.В., Басуева Н.Ю. Концептуально-категориальный подход
к формированию компетенции межкультурного профессионального дискурса .......
Хопияйнен О.А., Филимонова Н.В. Деформационные стратегии в образовании
антипословиц русского, английского и немецкого языков ..........................................
Тихонова Е.В. Обучение устному билингвальному дискурсу
студентов-лингвистов .......................................................................................................
137
152
163
181
198
214
226
243
258
273
6
19
39
60
81
100
118
Стр.5
CONTENTS
LINGUISTICS
Gural S.K., Petrova G.I., Smokotin V.M. Expressing inexpressible: possibilities
of synergetic efforts of linguistics and philosophy .............................................................
Artemova O.G., Komarova E.P., Kretov A.A. Evolution of markemic lexis
on the basis of markem research in chronological slices ....................................................
Vikulova L.G., Shchepilova A.V., Vostrikova O.V., Shevchenko N.L.,
Kasyanova N.B. The evaluation vector of a review in musical discourse .........................
Klochko K.A., Kruze B.A. Analyses of the text-forming potential of uniand
bi-component utterances ..............................................................................................
Kotyurova M.P., Kushnina L.V., Alikina E.V. The cognitive function of expressing
determination / indetermination of utterances in a scientific text .......................................
Matytcina M.S. Immigrant vs emigrant – a review of British newspapers from
the positions of critical discourse analysis ..........................................................................
Nefedova L.A. Direct loan and calque as language representation means
of a borrowed concept (by the example of the phraseological concept First Lady /
Pervaya Ledi in German and Russian) ...............................................................................
THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING
FOREIGN LANGUAGES
Millrood R., Maksimova I. Cognitive Skills in education: typology
and development .................................................................................................................
Rozanova Yа., Kudryashova A., Zamyatina O. Computer-aided research of ESP
class materials: vocabulary potential and learning opportunities .......................................
Bezukladnikov K., Prokhorova A., Kruze B. Pecularities of multilingual education
policy formation in the context of non-linguistic university ..............................................
Egorova P.A., Mukhina D.D., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Sorokina T.M.
Activation of speech communication between students with disabilities
in high school conditions ....................................................................................................
Leushina I.V. Acmeological approach to building up linguo-educational trajectory
of university students ..........................................................................................................
Sorokovih G.V., Kutepova O.S. Challenges of the XXI century: non-formal foreign
language education and strategies for its implementation ..................................................
Furmanova V.P., Ferstyaev A.I. Development of bachelor students’ intercultural
competence based on a conceptual model ..........................................................................
Khvesko T.V. Basueva N.Y. Conceptual-categorical approach to developing
intercultural professional discourse competence ................................................................
Hopiaynen O.A., Filimonova N.V. Deformation strategies in creation of anti-proverbs
in Russian, English and German languages ........................................................................
Tikhonova E.V. Teaching oral bilingual discourse to language students .........................
137
152
163
181
198
214
226
243
258
273
7
19
39
60
81
100
118
Стр.6