ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
(теория и методика профессионального образования)
психолого-педагогические науки
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
Научный журнал
№ 3 (49)
Калининград
Издательство БГАРФ
2019
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
t Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional educaISSN
2071-5331
A Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
флота
Kbbreviated key title: Izvestija BGARF
ion): научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во
БГАРФ, 2019. – № 3 (49). – с.
ey title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6;
от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.);
идентификационный международный стандартный номер периодических изданий журнала ISSN 20715331;
представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса
научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной
базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные
версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт –
www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
I ISSN 2071-5331
SBN 978-5©
Авторы статей, 2019
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ....................................................................................... 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Перевощикова Е.Н., Лебедева И.В. Критериальный подход к разработке кейс-заданий
в структуре комплексного экзамена готовности студентов ................................................. 7
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Самсонова Н.В., Кретов А.Ю. Универсальная компетенция профессиональной
ответственности современного специалиста ....................................................................... 15
Бычкова О.С. Формирование фундаментальных личностных качеств в вузовском
процессе обучения .................................................................................................................. 18
Дорофеева Е.В. Психологическое отчуждение в рамках учебного процесса: понятие,
диагностика (на примере БГАРФ) ........................................................................................ 21
Ефремова Д.А. Развитие эмоционального интеллекта людей пожилого возраста
в процессе изучения иностранного языка ............................................................................ 26
Зайцева В.Ф., Зайцева А.А. Исследование профессиональной идентичности
у обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Физическая культура» .......... 30
Калугина Е.В., Кусарбаев Р.И., Мухаметшина О.В., Матушак А.Ф.
Формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного
языка в системе дополнительного образования детей ....................................................... 36
Купавский В.Ф.Помазной Р.В. Довузовская подготовка будущих специалистов
в сети профильных классов на региональном уровне в рамках непрерывного
образования «Школа – вуз войск национальной гвардии Российской Федерации» ....... 43
Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Казначеева С.Н. Осуществление
профессиональной ориентации старшеклассников в условиях
общеобразовательной организации ...................................................................................... 47
Ремболович Ж.В. Некоторые аспекты развития интеллектуальной модели
образования в современной России ..................................................................................... 53
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Андруник А.П., Черномазов И.С., Осипов В.Л. К проблеме изучения понятий
«руководство» и «лидерство»: сравнительный анализ и межпредметные связи............. 57
Мычко Е.И., Несына С.В., Акулова А.А. Стратегия формирования перспективных
компетенций у молодых педагогов ...................................................................................... 62
Шахлай А.М., Глинчикова Л.А., Круталевич М.М., Онищук О.Н., Астровская Е.А.
Проблемы и перспективы преподавания физического воспитания в странах СНГ
и Соединенных Штатах Америки ......................................................................................... 67
Чуксина И.Г., Ковалишин П.Ю. Профессионально ориентированное обучение
иностранных студентов русскому языку в техническом вузе ........................................... 73
Алексеева Е.Е. К определению понятия компетентность в цифровизации
образования ............................................................................................................................. 81
Бойко И.Н., Королева В.А. Психолого-педагогические особенности подготовки
детей к начальной школе ....................................................................................................... 83
Гинатулина О.А. Профессиональная подготовка сотрудников
для уголовно-исполнительной системы: история и современность ................................. 88
3
Стр.3
Митина Ю.С., Потменская Е.В. Природа эмоций: вопросы теории ............................. 96
Юрасюк Н.В., Ремболович Ж.В. Тенденции развития российского высшего
образования в условиях глобализации .............................................................................. 100
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Конюшенко C.М., Петрущенков А.В., Сытник А.С. К вопросу
об инженерно-технических компетенциях учащихся ..................................................... 106
Рудинский И.Д., Масло В.С. Средства Веб 2.0 и перспективы их применения
для формирования коммуникативной компетенции бакалавров
педагогических направлений ............................................................................................. 112
Шкапенко Т.М., Зубрицкая Е.В., Макарова П.Ф. Посткоммуникативная методика
в обучении иностранным языкам ...................................................................................... 117
Гегечкори О.Н. Организация обратной связи на занятиях ............................................. 123
Костина И.Б., Гладких Ю.П. Степень эффективности применения
STEM-технологий в рамках образовательной среды ...................................................... 130
Рябцева Н.Л. Методы и формы традиционного контроля знаний студентов
неисторических специальностей по дисциплине «История» ......................................... 135
Усанин С.Н., Усанин С.С., Рузаев Н.В. Основные направления профессиональной
подготовки будущих специалистов по технической защите информации
к профессиональной деятельности .................................................................................... 141
Ширшова Е.О., Ястребова О.С., Писаренко Е.Г. Использование геймизации
для повышения мотивации студентов в процессе дистанционного изучения
теоретического раздела дисциплин по физической культуре ........................................ 147
Ширшова Е.О., Солодовник А.С., Волков А.В. Использование электронных средств
обучения в подготовке будущих специалистов по физической культуре к судейству
массовых соревнований по гимнастике ............................................................................ 152
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Бондина М.Е., Гузнаева О.Г. Повышение качества образования по физике в системе
среднего профессионального образования ....................................................................... 158
Сынашенко О.В. Шинкарёва Н.В. Роль школьной олимпиады в профессиональной
ориентационной работе ВУЗа ............................................................................................ 164
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Бояркина А.А., Сорока Б.В. Комплексная оценка реакции
кардиореспираторной системы на волевую задержку дыхания у студентов
технического вуза ................................................................................................................ 169
Мобиль Исмаил оглы Асланлы Мир Mовсум Навваб о здоровом образе жизни ........ 177
Рудинский И.Д., Закревская П.О. Социализация обучающихся с расстройствами
аутистического спектра на основе лингводидактического подхода .............................. 184
Коренева М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников
с расстройством аутистического спектра в российской практике ................................. 189
Прошутинский Ю.С., Дементьева Н.О. Исследование образа идеального
воспитателя в сознании детей старшего дошкольного возраста и их родителей ......... 199
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С. Концептуальные основы развития форм и методов
профессионального саморазвития морских специалистов на основе
дистанционных технологий обучения .............................................................................. 202
Крукович Н.П. Устойчивость промысловой морской рыбной популяции и оценка
критических значений ее численности ............................................................................. 207
Стрелкова О.В. Психологические аспекты подготовки морских
специалистов в вузе ............................................................................................................ 213
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кузнецов П.В. Марсов А.А. Богданов А.Н. Профессиональный самоанализ
как инструмент развития профессионально значимых качеств курсантов
военных институтов ............................................................................................................ 219
Кусакина Е.А. Диагностика и оценка профессионально-значимых качеств,
обеспечивающих наполнение профессиональной компетентности сотрудников
уголовно-исполнительной системы .................................................................................. 227
Материкин П.П. Некоторые аспекты изучения причин возникновения внутренней
общественно-политической нестабильности и напряженности в образовательном
процессе военного института: на примере дисциплины «Военная история»………..233
Помазной Р.В., Дмитриев А.И., Загоруйко И.Ю. Характеристика составных
компонентов педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава
военного института………………………………………………………………………240
Помазной Р.В., Дмитриев А.И., Загоруйко И.Ю. Военно-профессиональная
направленность и ее формирование у курсантов военного института………………...244
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Алешин Я.Л. Проектирование развития культурно-творческой
образовательной среды школы…………………………………………………………...250
Бессараб Е.Л. Видовые особенности социальной компетентности современного
подростка...............................................................................................................................253
Богомолов А.Н. Педагогическая готовность выпускников военных вузов
к обучению подчиненных: проблемы и перспективы…………………………………..258
Ворновская А.А. Развитие учебной автономии студентов в контексте реализации
государственной образовательной политики…………………………………………….265
Гукасян М.Р. Формирование эстетической культуры личности подростка в условиях
инновационной общеобразовательной организации…………………………………….270
Кузнецов Р.А. Формирование военно – профессиональных качеств у курсантов
Росгвардии в образовательном процессе военного института………………………….273
Митина Е.О. Модель формирования коммуникативной компетенции
бакалавров лингвистики…………………………………………………………………...277
Плешивцев А.Ю. Условия воспитания социальности как нравственного качества
личности учащихся общеобразовательной школы………………………………………282
Соколова М.В. Педагогические задачи театральной студии общеобразовательной
организации по развитию коммуникативных умений младших школьников ………...287
Спешнева К.Н. Исследование понятийно-терминологического аппарата процесса
формирования танцевального коллектива детей в общеобразовательной
организации………………………………………………………………………………..290
5
Стр.5
Стенин С.В. Воспитание дисциплинированности личности курсанта военного вуза
как ценностного отношения к человеку………………………………………………….294
Терещенко А.С. Педагогические условия формирования предметных результатов
обучения в начальной школе……………………………………………………………...298
Тукачева Т.П. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения
формирования копинг-поведения курсантов военных вузов…………………………..301
Шмыков К.Н. Практикум как учебное пространство военно-профессиональной
подготовки будущих офицеров подразделений тылового обеспечения войск
национальной гвардии России…………………………………………………………….306
Юдин Д.А. Организационно-педагогические условия формирования
информационно-психологической устойчивости будущих офицеров ВНГ России….312
ABSTRACTS ........................................................................................................................ 318
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ .................................................................................... 331
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ......................................................................... 335
6
Стр.6