ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 2 (48)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2019
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education):
научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во
БГАРФ, 2019. – № 2 (48). – 350 с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового
флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6;
от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.);
идентификационный международный стандартный номер периодических изданий журнала ISSN 20715331;
представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса
научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной
базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные
версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт –
www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0414-2
© Авторы статей, 2019
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ......................................................................................... 7
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Андруник А.П., Черномазов И.С., Осипов В.Л. К проблеме изучения понятий
«руководство» и «лидерство»: сравнительный анализ и межпредметные связи............... 8
Костылева А.А., Костылев Е.Н., Шмелькова Л.В. Выбор антикоррупционного
поведения как Softskill в условиях цифровой экономики и проблема его регуляции .... 13
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мычко Е.И., Потменская Е.В. Формирование эмоциональной культуры
студентов-педагогов: вопросы теории ................................................................................. 21
Карабулатова И.С., Савчук И.П. Трансформационная эволюция гендера
в современном рекламном дискурсе как проявление «Oкна Oвертона» .......................... 23
Тамарская Н.В., Байбородова Л.В. Педагогическое просвещение родителей
поколения Z: вызовы и перспективы ................................................................................... 33
Гегечкори О.Н., Згерская О.В. Проектный подход в кадровом менеджменте вуза ........ 37
Герасимова А.В., Коноплева И.А. Организация исследовательской деятельности
в процессе обучения бакалавров направления 38.03.03 «Управление персоналом» ...... 44
Киракосян М.Ж. Формирование этики делового общения студентов направления
«Управление персоналом» .................................................................................................... .50
Королева Е.В., Олейник М.А. Формирование лексических навыков
с применением платформы Moodle на уроках английского языка
неязыковых профилей подготовки ....................................................................................... 57
Минеева О.А., Максимова К.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В. Развитие
профессиональных компетенций студентов в процессе самостоятельной
творческой деятельности ....................................................................................................... 64
Смольянова С.А. Категория времени в аспекте современных междисциплинарных
исследований .......................................................................................................................... 71
Суслина А.А. К вопросу организации учебной деятельности магистра на занятиях
иностранного языка в условиях компетентностно-ориентированного
обучения .................................................................................................................................. 74
Челнокова Е.А., Булганина С.В.,Чеснокова П. Инклюзивное образование
в системе высшей школы ...................................................................................................... 81
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Карабулатова И.С., Эбзеева Ю.Н., Дубинина Н.В. Профилактика интолерантных
дискурсивных практик в молодежной среде стран Таможенного союза
в условиях транскультуры ..................................................................................................... 87
Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю. Особенности русской
научной речи как лингвометодическая проблема в обучении иностранных
студентов учебно-научной коммуникации .......................................................................... 95
Арифулина Р.У., Попова Л.А. Этнопедагогика в системе воспитания молодого
поколения: роль и место в поликультурной образовательной среде ............................. 101
Азарова О.В., Лешкевич Н.В. Ключевые аспекты разработки адаптивных
образовательных программ ................................................................................................ 104
3
Стр.3
Безденежных Н.Н., Максимова К.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В. Проблемная
методология как один из способов инновационной организации учебного
процесса ............................................................................................................................... 108
Лебедева И.В., Сидорина Е.В. Изучение компонентов профессиональной
компетентности сотрудников организации с использованием
инновационных форм обучения ........................................................................................ 113
Лескова Е.В. Особенности обучения нумеративным фразеологизмам русского
и французского языков на занятиях по РКИ .................................................................... 121
Ляшенко М.С., Дивеева Д.С. Роль и особенности французских заимствований
в английском языке в контексте обучения профессиональной лексике дизайна
в вузе ..................................................................................................................................... 126
Потменская Е.В. Формирование эмоциональной культуры студентов-педагогов
на занятиях по музейной педагогике ................................................................................. 132
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Губин В.А., Шабаров Д.В. Современная подготовка юристов для прокуратуры РФ:
реальность и перспектива ................................................................................................... 134
Загоруйко И.Ю. Использование интерактивных форм деловой игры при обучении
профессиональным навыкам ............................................................................................. 139
Рудинский И.Д., Околот Д.Я. Особенности подготовки специалистов
по безопасности компьютерных сетей .............................................................................. 141
Чуксина И.Г. Специфика профессиональной подготовки иностранных
специалистов морского профиля ....................................................................................... 146
Алексеева Е.Е. Авторская идея концепции формирования математической
компетентности будущих учителей математики и информатики .................................. 154
Бондина М.Е., Гузнаева О.Г. Психолого-педагогические вопросы обучения
физике иностранных военнослужащих на этапе довузовской подготовки ................... 156
Ваганова Е.Ю. Афоризм на занятиях по немецкому языку как средство
стимулирования речевой деятельности обучающихся .................................................... 162
Дерендяева Т.М. Особенности педагогических условий формирования
конфликтологической компетентности как фактора профессиональной
адаптации будущих менеджеров ....................................................................................... 166
Кручинина Г.А., Юрина М.В. Обучение технике чтения на дошкольном этапе
с применением метода "Phonics" ....................................................................................... 171
Найденова Т.П. Творческий подход к технологии развития образного мышления
и говорения на уроках русского языка как иностранного............................................... 177
Самсонова Е.Н. Преподавание политической этики как дисциплины
профессиональной подготовки бакалавра-политолога
(на примере БФУ им. И. Канта) ......................................................................................... 183
Цветкова С.Е., Минеева О.А. Концепция формирования межкультурной
коммуникативной компетенции в сфере делового иноязычного общения
у будущих магистров .......................................................................................................... 192
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зайцев А.А., Сорока Б.В., Фарафонов А.Ю. Повышение стрессоустойчивости
будущих морских специалистов на основе формирования навыков саморегуляции .. 202
Лебедева И.В., Жулина Е.В. Условия построения толерантной среды:
педагогический аспект ........................................................................................................ 207
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Прошутинский Ю.С., Дементьева Н.О. К проблеме формирования
универсальных компетенций через исследования психологического воздействия
информационной войны в свете террористических угроз .............................................. 211
Румянцева А.В. К вопросу об удовлетворенности потребностей подростков
и их активности в Интернете ............................................................................................. 215
Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Особенности организации психолого-педагогического
просвещения родителей в инклюзивной школе ............................................................... 222
Челнокова Е.А., Житникова Н.Е., Закунова Е.Д. Фитнес-технологии в учебном
процессе по физической культуре ..................................................................................... 227
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Бондина М.Е., Гузнаева О.Г. Применение проблемно-ориентированного подхода
при обучении физике .......................................................................................................... 234
Колосовский А.М., Тристанова Е.Б., Черкашина Е.Ф., Шинкарева Н.В.
Совершенствование преподавания фундаментальных и общетехнических
дисциплин как средство формирования инженерных компетенций у курсантов
военно-технических вузов .................................................................................................. 240
Петрова Н.Н., Салапура В.Д., Шинкарёва Н.В. Обобщение опыта
преподавателей по использованию демонстрационного эксперимента
по физике .............................................................................................................................. 247
Смурыгин В.М. Интерактивный физический практикум в лаборатории
электричества и магнетизма ............................................................................................... 252
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Левентакис Д., Паракристос Д., Ковалишин П.Ю., Никитакос Н.
Мониторинг экологической эффективности судна в реальном времени
с использованием технологий больших данных .............................................................. 257
Мойсеенко С.С., Мейлер Л.Е. Педагогические риски при подготовке
специалистов в морском вузе ............................................................................................. 266
Селюков В.М. Методы преподавания 3D графического построения зависимостей
производственных показателей в оценке транспортной деятельности ......................... 272
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Голынский Д.И. Разработка методических рекомендаций по активизации
самообразовательной деятельности курсантов военного вуза ....................................... 280
Жемчужников А.В., Брант С.А. К проблеме внедрения технологии повышения
огневой выучки курсантов в образовательном процессе ................................................ 286
Морозов А.В.Техническая тренировка – начальный этап в подготовке стрелка
к тактико-ситуационной стрельбе ..................................................................................... 289
Пастухова Л.А. Комплексный подход к формированию экологических
компетенций у курсантов-кинологов ................................................................................ 295
Петрачков К.В., Тагильцева Н.Г. Военные оркестры в патриотическом
воспитании кадетских образовательных учреждений Росгвардии ................................ 302
5
Стр.5
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Гумбатова Фируза Байрам кызы. Пути повышения когнитивной
деятельности учащихся на уроке биологии по теме «Фрукты» ..................................... 311
Доманицкая Н.В. Становление музыкального образования в Калининградской
области как средство укрепления российского присутствия на бывшей
немецкой территории ......................................................................................................... 317
Короленко И.А. К вопросу о возможности обучения социопрагматике
иностранного языка ............................................................................................................. 322
Полковников А.В. Практическая реализация системы формирования инженерной
культуры курсантов военных вузов .................................................................................. 327
ABSTRACTS ........................................................................................................................ 331
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ .................................................................................... 344
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ......................................................................... 348
6
Стр.6