Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Актуальные вопросы общей патологии

0   0
АвторыМаркелова Елена Владимировна, Чагина Евгения Александровна, Костюшко Анна Валерьевна, Турмова Екатерина Павловна, Красников Владимир Егорович
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц159
ID639962
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены данные о патологическом процессе, болезни, пациенте, которые необходимы студентам, занимающимся по специальности 33.05.01 – фармация, для успешного овладения вопросами общей патологии. Пособие подготовлено в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначено для обучающихся по программам высшего образования – программам специалитета, по специальности фармация.
ISBN978-5-98301-127-4
УДК616.1/9(0.75.8)
Актуальные вопросы общей патологии / Е.А. Чагина, А.В. Костюшко, Е.П. Турмова, В.Е. Красников; ред. Е.В. Маркелова .— Владивосток : Медицина ДВ, 2017 .— 159 с. — ISBN 978-5-98301-127-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/639962 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Актуальные_вопросы_общей_патологии_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Актуальные_вопросы_общей_патологии_.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра нормальной и патологической физиологии АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ Под редакцией доктора медицинских наук, профессора Е. В. Маркеловой Учебное электронное издание Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2017
Стр.1
Федаральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ Учебно-методическое пособие Учебное электронное издание доктора медицинских наук, профессора Е.В. Маркеловой Под редакцией Владивосток Медицина ДВ 2017
Стр.2
УДК 616.1/9(0.75.8) ББК 54.1 А437 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: М.В. Осиков – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии Южно-Уральского медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации Т.А. Гвозденко – д.м.н., профессор, заведующая лабораторией Владивостокского филиала Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения Под общей редакцией д.м.н., профессора Е.В. Маркеловой Авторы: Маркелова Е.В. д.м.н., профессор кафедры нормальной и патологической физиологии Тихоокеан-ского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Чагина Е.А. к.м.н, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Костюшко А.В. к.м.н, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Турмова Е.П., д.м.н, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Красников В.Е. к.м.н, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Актуальные вопросы общей патологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. д.м.н., Е.В. Маркеловой : Тихо океан. гос. медицинский ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2017. – 158 с.]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процессором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ; Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-127-4. В учебно-методическом пособии представлены данные о патологическом процессе, болезни, пациенте, которые необходимы студентам, занимающимся по специальности 33.05.01 – фармация, для успешного овладения вопросами общей патологии. Пособие подготовлено в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначено для обучающихся по программам высшего образования – программам специалитета, по специальности фармация. ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Издательство «Медицина ДВ» 690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4 Изготовитель CD-ROM типография Дирекции публикационной деятельности ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 ISBN 978-5-98301-127-4 Научный редактор В.М. Черток Верстка Т.Л. Пинчук Опубликовано 10.11.2017. Формат PDF, объем 3,95 МБ [Усл. печ. л. 19,9], тираж 100. © Коллектив авторов, 2017 © ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 2017
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В связи с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта и новой рабочей программы, появлением новых учебников и руководств по дисциплине патологическая физиология возникла необходимость в создании учебно-методического пособия, которое бы способствовало приобретению современных знаний студентами, занимающихся по специальности 33.05.01 – фармация. Учебно-методическое пособие представляет собой содержание и необходимый объем знаний по изучению модуля «Общая патология». Ключевой целью данного модуля является формирование общекультурных ОК-8 и практических компетенций ПК-21, ПК-47, ПК-48, умения решать профессиональные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни, пациенте. Для формирования у обучающихся умения проводить патофизиологический анализ данных о патологическом процессе, болезни используются материалы, описанные в разделе «Выполнение заданий» данного пособия.
Стр.4
Тема занятия № 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОЛОГИИ Мотивация: Изучение данного раздела является требованием квалификационной характеристики специалиста. Знание целей и задач патологии позволит логически подходить к пониманию происхождения, развития и исходов болезней человека. Исторические моменты формирования патологии позволят понять интегративную суть и важность предмета патологии во взаимосвязи с другими медицинскими дисциплинами. Патология изучает общие вопросы причин, условий и патогенеза болезней человека. Ее задачами являются: разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний, контроль за течением заболеваний, а так же учет влияния внешних факторов на организм человека. Основная цель патологии – установление наиболее общих закономерностей нарушений функций организма при болезнях и патологических процессах, механизмов их возникновения, развития и завершения. Патология – фундаментальная наука и дисциплина, раскрывающая наиболее общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и заболеваний на основе комплексного использования достижений патофизиологии, патобиохимии, патоморфологии, иммунологии, генетики и других наук. Изучая функциональные изменения в больном организме во взаимодействии его с окружающей средой, формирует воззрения провизора на сущность болезни. Патология широко применяет наиболее существенные факты, полученные клиническими дисциплинами, включая новые направления в профилактике, диагностике и терапии различных заболеваний. Цель занятия: изучить задачи и методы патологии, основные исторические этапы развития учения о патологии. Определение понятий «здоровье», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние», «патологическая реакция». Изучить исходы и осложнения болезни. Охарактеризовать роль патологии в развитии клинических дисциплин.
Стр.5
5 Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС по специальности 33.05.01 – «Фармация». После изучения темы студент должен: «Знать» - Предмет и разделы патологии. - Цели и задачи патологии. Клиническая патология, ее цели и задачи. - Методы патологии. Экспериментальное моделирование болезней. Формы осуществления эксперимента. - Этапы и фазы эксперимента. Недостатки экспериментального моделирования. - Основные исторические этапы развития патологии «Уметь» оценивать этапы, фазы эксперимента на основе данных ситуационных задач. Иметь представление о фундаментальной роли патологии во взаимосвязи с другими медицинскими дисциплинами, в мышления провизора, в разработке способов обоснованной фармакокоррекции патологических процессов. «Владеть» навыками по уходу и работе с лабораторными животными, этапами и фазами проведения эксперимента. Владеть основными навыками физикального обследования в ходе эксперимента, интерпретацией результатов эксперимента. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы: 1. Понятие гомеостаза. 2. Роль (эндокринной, иммунной, нервной) системы организма в регуляции гомеостаза организма 3. Биохимические основы образования энергии, обмена белков, жиров, углеводов, витаминов в здоровом организме 4. Механизмы поддержания газового состава крови, кислотно-основного равновесия, водно-электролитного обмена в здоровом организме. 5. Характеристика структурного элемента органа. 6. Роль эксперимента в изучении физиологии человека.
Стр.6
6 Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: № Вопросы для самоподготовки 1 Предмет и разделы патологии. Целевые установки ответа на вопрос Дать определение понятия «патология». Что является предметом изучения патологии. Разделы патологии (общая нозология, типовые патологические процессы, частная патология, клиническая патология). 2 Цели и задачи патологии. Назвать основные цели и задачи патологии. Знать роль и место патологии для клинической и теоретической медицины (связать с клиническими и теоретическими дисциплинами). 3 Методы патологии. Экспериментальное моделирование болезней. Формы осуществления эксперимента. 4 Этапы и фазы эксперимента. Недостатки экспериментального моделирования. Перечислить методы, используемые в эксперименте (при моделировании патологических процессов). Что является главным объектом экспериментального моделирования. Методы воспроизведения эксперимента (выключения, включения, раздражения, метод изолированных или органов и др. Знать значение моделирования для теоретической и клинической медицины. Острый и хронический (трансплантация органов и др.) эксперимент. Этапы и фазы выполнения эксперимента. Ограничение использования эксперимента (анизоморфизм, деонтологический аспект). Какие методы можно применить в экспериментальном моделировании (биофизический, морфологический, иммунологический, физиологический и др.). ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один правильный ответ: 1. ОСНОВНЫМ ОГРАНИЧЕНИЕМ ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ 1) дороговизна исследований 2) различия между структурными и функциональными характеристиками организма человека и животного 3) необходимость задействования большого количества животных 4) опасность выполнения экспериментов 2. ДЛЯ ТИПОВОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕ ХАРАКТЕРНО: 1) эволюционная закрепленность
Стр.7
7 2) развитие по общим закономерностям вне зависимости от вызвавших его патогенных причин 3) закономерность его развития зависит от локализации 4) формирование в процессе онтогенеза 3. ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ 1) патологию гемостаза 2) патологию опухолевого роста 3) патологию периферического кровообращения и микроциркуляции 4) патологию кислородной недостаточности 4. МЕТОД РАЗДРАЖЕНИЯ 1) стимуляция блуждающего нерва вызывает брадикардию 2) введение инсулина обуславливает гипогликемию 3) удаление печени вызывает гипогликемию 4) бластная трансформация лимфоцитов происходит при добавлении митогена 5. КЛИНИЧЕСКИМ ВЫРАЖЕНИЕМ РЕМИССИИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) частичное, обратное развитие болезни 2) полное исчезновение клинических проявлений болезни 3) временное ограничение жалоб, при сохранении морфологических и структурных нарушений 4) скрытое прогрессирования болезни 6. ПОНЯТИЕ «НОРМА» ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК 1) оптимальное состояние живого организма в каждой конкретной ситуации 2) норма и здоровье одинаковые понятия 3) антоним понятия «болезнь» 4) среднестатистическое значение параметров гомеостаза, измеренных у молодых индивидуумов 7. ХАРАКТЕРИСТИКУ ПОНЯТИЯ «НОРМА» 1) конкретный переменчивый оптимум 2) определяется на генетическом уровне 3) реактивность живого организма 4) неизменный стандарт
Стр.8
8 8. ЗДОРОВЬЕ – ЭТО 1) синоним понятия «норма» 2) среднее статистическое значение параметров гомеостаза из ряда измерений 3) идеал существования для какого-либо животного 4) состояние полного физического, психического и социального благополучия 9. БОЛЕЗНЬ – ЭТО 1) определенное приспособление к действию болезнетворных факторов; 2) нарушение системы регуляции и адаптации под действием повреждающего фактора; 3) состояние, основным признаком которого является боль; 4) повреждение морфологических структур организма при сохранении его функционирования. 10. «ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ» МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК 1) синоним понятия «патологический процесс»; 2) синоним понятия «болезнь»; 3) реакция, сопровождающаяся длительным нарушением регуляции функций организма; 4 ) кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Задача 1. Проведите патофизиологический анализ экспериментальных данных. Опыт А Лабораторное животное (мышь, крыса) помещают в небольшую барокамеру. В течение 2–3 мин откачивают из барокамеры воздух, понижая давление до 170–180 мм рт.ст. (23–24 кПа). Через 0,5–1 мин пребывания в разреженной атмосфере животное проявляет призна
Стр.9
9 ки беспокойства: перебирает лапками, почёсывает мордочку, бегает по барокамере; ещё через 2–3 мин наступают клонико–тонические судороги, мочеиспускание, животное лежит на боку, возникают редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг»). Вскоре происходит полная остановка дыхания, животное погибает. Продолжительность жизни животного в разреженной атмосфере составляет, в среднем, 3 мин. Вопросы: 1. Действию каких патогенных факторов подверглось животное в данном эксперименте? 2. Какие из указанных Вами патогенных факторов могли быть причиной развившегося патологического процесса (гипобарической гипоксии)? 3. Каким образом можно экспериментально проверить высказанные предположения? Опыт Б Из барокамеры откачивают воздух до давления 30–20 мм рт.ст., после чего заполняют барокамеру чистым кислородом до нормального атмосферного давления. Приоткрыв дверцу барокамеры, быстро помещают туда экспериментальное животное и немедленно вновь герметизируют камеру. В дальнейшем поступают так же, как и в предыдущем опыте. Наблюдают за состоянием животного. Вначале у него возникает ориентировочная реакция; затем животное спокойно сидит, никаких патологических явлений у него не отмечается. Через 10 мин опыт прекращают и извлекают животное из камеры. Констатируют его поведение и состояние. Вопрос. Какие выводы, позволяющие подойти к ответу на вопрос «2» предыдущей задачи, можно сделать на основании результатов этого эксперимента? Задача 2. Проведение сравнительного анализа двух ситуаций. Ситуация А При восхождении группы альпинистов на вершину Эвереста на высоте 6500 м над уровнем моря один из альпинистов потерял сознание. Вдыхание кислорода через маску улучшило его состояние,
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ