АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПРАКТИКИ ОТБОРА. <...> Описание индивидуально-психологических особенностей претендентов в целях профотбора . <...> Теоретико-психологические подходы к исследованию личности профессионала . <...> Профессионально важные свойства (качества) и профессиональные способности . <...> Просчеты и ошибки отбора вызывают нарекания его потребителей, разочарование непосредственных участников отбора, лишний раз убеждая граждан в существовании дискриминации в сфере трудовой занятости. <...> Исследователи обвиняют разработчиков процедур и методов отбора в эмпиризме, убеждая их вести научно обоснованную, систематическую работу на всех этапах отбора и призывая усилить психологическую компетентность и общую психологическую подготовленность. <...> Изложенный в настоящем учебном пособии материал призван способствовать достижению следующих цели и задач дисциплины «Психологические основы отбора персонала»: Цель: создать у обучаемых научно-теоретическую основу для их дальнейшей профессиональной деятельности в области организации и ведения психологического отбора персонала; Задачи: представить основные методы сбора информации и анализа профессиональной деятельности для нужд психологического профессионального отбора; ознакомить с функциями, принципами подбора, видами критериев успешности профессиональной деятельности; обобщить сложившиеся в современной психологии представления о профессиональной пригодности, ее видах, уровнях, этапах формирования; систематизировать сложившиеся в современной психологии представления (модели, трактовки, подходы) об индивидуально-психологических особенностях человека, используемых в практике отбора в качестве профессионально важных свойств, профессиональных способностей, профессиональных компетенций. <...> Решение поставленных задач реализуется в Модуле 1 посредством сопоставительного анализа трактовок <...>
Психологические_основы_отбора_персонала.pdf
УДК [159.9.072:331.546](075.8)
ББК 88.4я73
Д401
Южного федерального университета (протокол № 4 от 5 мая 2016 г.)
Рецензенты:
Печатается по решению редакционно-издательского совета
доцент кафедры социальной психологии и психологии личности
Академии психологии и педагогики ЮФУ, кандидат психологических
наук, доцент Л. И. Габдулина;
«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования», доктор психологических наук,
профессор Т. Н. Щербакова
зав. кафедрой психологии Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования Ростовской области
Д401
Джанерьян, С. Т.
Психологические основы отбора персонала : учебное пособие /
С. Т. Джанерьян ; Южный федеральный университет. – Ростовна-Дону
: Издательство Южного федерального университета,
2016. – 116 с.
ISBN 978-5-9275-2143-2
Систематизированы и обобщены психологические знания, базовые для дальнейшей
профессиональной деятельности, связанной с разработкой процедур профессионального
отбора. Рассмотрены факторы, трактовки, функции, принципы,
виды, этапы, методы отбора, оценки его эффективности. Обсуждаются методы
анализа профессиональной деятельности, критерии ее успешности. Даны проектные
и тестовые задания.
Учебное пособие рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей психологических
факультетов высших учебных заведений.
ISBN 978-5-9275-2143-2
УДК [159.9.072:331.546](075.8)
ББК 88.4я73
© Южный федеральный университет, 2016
© Джанерьян С. Т., 2016
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2016
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................5
МОДУЛЬ 1. ПРОФОТБОР: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, МЕТОДЫ .....9
Тема 1.1. Профессиональный отбор: факторы,
определения, функции, принципы, виды .........9
1.1.1. Факторы, определения отбора .....................................9
1.1.2. Функции, принципы и виды отбора .........................17
1.1.3. Этапы отбора ...............................................................24
1.1.4. Эффективность отбора, дискриминативноморальные
аспекты отбора ........................................26
Тема 1.2. Собеседование (интервью) как метод отбора .30
1.2.1. Цель и требования к методам отбора .......................30
1.2.2. Традиционные и структурированные
собеседования ..............................................................33
1.2.3. Виды структурированного интервью ........................37
Тема 1.3. Инструментальные методы отбора ....................40
1.3.1. Инструментальные методы отбора ...........................40
1.3.2. Другие методы отбора .................................................47
1.3.3. Факторы, влияющие на результаты отбора .............50
Проектные задания к модулю 1 ..........................................56
Материал для самопроверки к модулю 1 ...........................57
МОДУЛЬ 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ КАНДИДАТОВ
ДЛЯ ПРАКТИКИ ОТБОРА..............................................................60
Тема 2.1. Анализ профессиональной деятельности
для целей отбора ......................................................60
2.1.1. Цель и задачи анализа профессиональной
деятельности. Понятие «требование
деятельности» ..............................................................60
3
Стр.3
2.1.2. Методы наблюдения и опросов ..................................63
2.1.3. Профессиографические методы анализа
деятельности ................................................................65
2.1.4. Метод критических инцидентов ................................71
Тема 2.2. Критерии успешности деятельности .................76
2.2.1. Функции и показатели критериев успешности
деятельности ................................................................76
2.2.2. Принципы установления критериев, виды
критериев успешности деятельности ........................78
Тема 2.3. Описание индивидуально-психологических
особенностей претендентов в целях
профотбора ................................................................81
2.3.1. Модели личности профессионала .............................81
2.3.2. Теоретико-психологические подходы к
исследованию личности профессионала ..................84
Тема 2.4. Профессиональная компетентность
и профессиональная пригодность .....................88
2.4.1. Определения и виды профессиональной
компетентности ...........................................................88
2.4.2. Профессиональная пригодность: трактовки,
компоненты, виды .......................................................91
Тема 2.5. Профессионально важные свойства
(качества) и профессиональные
способности ...............................................................99
2.5.1. Профессионально важные свойства .........................99
2.5.2. Способности, профессиональные способности .......101
Проектные задания к модулю 2 ........................................107
Материал для самопроверки к модулю 2 .........................108
Литература ................................................................................111
4
Стр.4