Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проектирование психологически безопасной гетерогенной образовательной среды: теория, технологии, практика (220,00 руб.)

0   0
АвторыФедотенко Инна Леонидовна, Югфельд Ирина Александровна, Торина Елена Геннадьевна, Малий Дмитрий Владимирович
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц131
ID635776
АннотацияВ пособии описаны технологии и организационно-педагогические условия подготовки учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной (инклюзивной) образовательной среды, рассмотрены функции, закономерности и принципы формирования инклюзивной готовности учителя, разработана ее компонентная структура
ISBN978-5-9500-201-9-3
ББК88.4я73
Проектирование психологически безопасной гетерогенной образовательной среды: теория, технологии, практика / И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд, Е.Г. Торина, Д.В. Малий .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2016 .— 131 с. — ISBN 978-5-9500-201-9-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/635776 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд Е. Г. Торина, Д. В. Малий ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРАКТИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2016 ББК 88.4я73 П79 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. П. Сманцер (Белорусский государственный университет); доктор психологических наук, профессор Л. М. Митина (Психологический институт Российской академии образования) Проектирование психологически безопасной гетерогенной обП79 разовательной среды: теория, технологии, практика: Учеб. пособие / И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд, Е. Г. Торина, Д. В. Малий; Под ред. <...> Авторами уточнена понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях, рассмотрены психолого-педагогические предпосылки и предложена система подготовки будущих учителей к работе с особыми детьми в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования. <...> Теоретико-методологические подходы к формированию готовности будущих учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды. <...> Понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях . <...> Система подготовки будущих учителей к работе с особыми детьми в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования. <...> Технология подготовки будущих учителей к инклюзивной образовательной среде в современной школе. <...> Функциональная готовность учителя к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды. <...> Понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях Изучение понятийно-содержательной характеристики образовательной среды предполагает рассмотрение средового подхода в педагогике. <...> Идеи средового подхода имеют глубокие корни в истории педагогической мысли <...>
Проектирование_психологически_безопасной_гетерогенной_образовательной_среды_теория,_технологии,_практика.pdf
ББК 88.4я73 П79 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. П. Сманцер (Белорусский государственный университет); доктор психологических наук, профессор Л. М. Митина (Психологический институт Российской академии образования) Проектирование психологически безопасной гетерогенной обП79 разовательной среды: теория, технологии, практика: Учеб. пособие / И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд, Е. Г. Торина, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2016.– 130 с. ISBN 978-5-9500201-9-3 В учебном пособии обобщен опыт и представлены результаты исследования по проблемам подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной (инклюзивной) образовательной среды в современной школе. Авторами уточнена понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях, рассмотрены психолого-педагогические предпосылки и предложена система подготовки будущих учителей к работе с особыми детьми в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования. В пособии описаны технологии и организационно-педагогические условия подготовки учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной (инклюзивной) образовательной среды, рассмотрены функции, закономерности и принципы формирования инклюзивной готовности учителя, разработана ее компонентная структура. Издание адресовано преподавателям высших и средних профессионально-педагогических заведений, аспирантам, работникам сферы образования, магистрантам, студентам педагогических вузов, педагогам системы повышения квалификации. ББК 88.4я73 Данное издание выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-26-01007 а (м)) ISBN 978-5-9500201-9-3 © И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд, Е. Г. Торина, Д. В. Малий, 2016 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к формированию готовности будущих учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды ......................................4 1.1. Понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях ....................................4 1.2. Психолого-педагогические предпосылки подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды ...............................................................................11 1.2.1. Система подготовки будущих учителей к работе с особыми детьми в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования .. 21 1.2.2. Анализ гетерогенного состава учащихся системы общего образования ............................................................................................32 Задания к самостоятельной работе студентов ......................................35 Контрольные вопросы ................................................................................36 ГЛАВА 2. Технология подготовки будущих учителей к инклюзивной образовательной среде в современной школе ...............38 2.1. Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен .......................................................................................................38 2.2. Тенденции развития инклюзивного образования за рубежом и в России.............................................................................................................51 2.3. Особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования......................................................60 Задания к самостоятельной работе студентов ......................................71 Контрольные вопросы ................................................................................73 ГЛАВА 3. Организационно-педагогические условия подготовки учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной (инклюзивной) образовательной среды .....................................................74 3.1. Функциональная готовность учителя к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды.........74 3.2. Компонентная структура, закономерности и принципы подготовки учителя к работе в условиях гетерогенного (инклюзивного) образования ................................................................................................85 3.3. Педагогические условия формирования готовности учителей к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды ...............................................................................95 Задания к самостоятельной работе студентов ....................................100 Контрольные вопросы ..............................................................................101 Литература ...................................................................................................104 Диагностический инструментарий для экспертизы психологически безопасной гетерогенной образовательной среды ..................................111 3
Стр.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 1.1. Понятийно-содержательная характеристика образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях Изучение понятийно-содержательной характеристики образовательной среды предполагает рассмотрение средового подхода в педагогике. Средовой подход в педагогике представляет собой современное научное направление. Идеи средового подхода имеют глубокие корни в истории педагогической мысли. Значительный вклад в разработку основных идей средового подхода внесли Ж.-Ж. Руссо, П. Ф. Лесгафт, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие отечественные и зарубежные ученые, разрабатывавшие основополагающие принципы педагогики, такие как принцип природосообразности, личностного развития, культуросообразности, гуманизма, единства обучения, воспитания и развития. Средовой подход в педагогике как целостная педагогическая теория и технология разработан учеником академика Л. И. Новиковой доктором педагогических наук, профессором Ю. С. Мануйловым. В 1998 году состоялась защита концепции средового подхода в воспитании на заседании Совета при Научно-исследовательском институте теории образования и педагогики РАО. С 2004 года Ю. С. Мануйлов осуществляет руководство Лабораторией среды и средовых исследований в образовании в Нижегородском институте развития образования. Исследователем разработаны концептуальные основы средового подхода в воспитании, введено в педагогику понятие средового подхода, создана Ассоциация школ средового подхода и исследователей среды. Ю. С. Мануйлов определяет средовый подход как теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка. Стратегия опосредованного управления включает в себя следующие компоненты: средовую диагностику, практику средового проектирования, продуцирование результата. По мнению Ю. С. Мануйлова, «управление через среду отнюдь не фрагментарный и спорадический, а постоянный, непрекращающийся процесс, обеспечивающий продолжительное, стойкое влияние». Л. В. Волковой на основе анализа диссертационных исследований и научных публикаций установлено, что наибольшее их число посвящено 4
Стр.4
проблеме изучения и описания качественных характеристик среды, значительно меньше уделяется внимания самому процессу создания образовательной среды. В. А. Плешаков и О. И. Воинова пишут о новой среде развития человека – киберпространстве, и развивают киберонтологический подход в образовании, актуальный для воспитания и обучения людей в XXI веке. Процесс освоения средового подхода как педагогической новации в современной массовой школе освещен в диссертационном исследовании Г. Г. Шек. Исследователем изложена программа освоения средового подхода, содержащая перечень способов осуществления управленческих действий в технике и логике средового подхода, охарактеризована среда приспосабливания педагогов к данной новации с описанием ее разрешающих возможностей. Сущность методологии изучения образовательной среды, по мнению А. Г. Сухарева, заключается в том, что она рассматривается с позиции системного подхода. Он рассматривал понятие «система» как множество взаимосвязанных между собой структурных элементов, имеющих нечто общее и целостное. А. М. Новикова под системным подходом понимает способ организации деятельности, при которой выявляются закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. В современной психолого-педагогической литературе для характеристики образовательного процесса используются понятие – образовательная среда. Проблеме образовательной среды посвящены исследования И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, С. Д. Дерябо, Е. И. Исаева, В. А. Козырева, Е. Б. Лактионовой, Д. Ж. Марковича, В. И. Панова, В. И. Слободчикова, А. Г. Сухарева, С. В. Тарасова, В. А. Ясвина и других авторов. По мнению И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, Е. Б. Лактионовой, В. А. Козырева, В. А. Ясвина, понятие «среда» содержательно не устоявшееся, разнообразно трактуемое и не имеющее четкого и однозначного определения в мире науки. В научном обороте для определения понятия «среда» используется ряд терминов: «среда человека», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др. В. А. Ясвин характеризовал понятие «среда» как окружение человека. Согласно положениям В. А. Ясвина, среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на жизнь и деятельность людей. «Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие». И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова рассматривают среду как совокупность влияний, которые изменяют и определяют развитие жизни, или как все то, что окружает, пронизывает, во5
Стр.5
влекает в орбиту деятельности субъекта. Д. Ж. Маркович под окружающей человека средой подразумевает ту или иную совокупность условий и влияний, окружающих человека. В. И. Панов рассматривает окружающую среду не только как условие, но и как фактор, оказывающий влияние на субъект. Джеймс Гибсон для определения понятия «среда» вводит категорию «возможности», имея в виду совокупность возможностей окружающего мира, которые либо обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей человека, либо препятствуют. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают среду как сложную систему внешних обстоятельств, необходимых для жизнедеятельности человека, к которым относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Ю. С. Мануйлов определяет среду как средство развития и формирования личности, «как то, среди чего (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность». Сущность понятия «образовательная среда» в следующих определениях. В. А. Ясвин рассматривал образовательную среду как: – систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении; – совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. По мнению В. А. Ясвина, люди создают, организуют образовательную среду и оказывают на нее воздействие. В свою очередь и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса. По определению Э. Ф. Зеера, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова – «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом». С. В. Тарасов рассматривает образовательную среду, как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. По мнению В. И. Панова, «окружающая среда выполняет по отношению к обучающимся двоякую роль: с одной стороны, она предоставляет 6
Стр.6
2. МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ (Автор – И. А. Баева, 2002 г.) С целью исследования психологической безопасности образовательной среды школы используется опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Данная методика имеет следующие особенности: – возможно получить достаточно полную характеристику по исследуемым параметрам и их структуре; – небольшой объем позволяет в относительно короткий промежуток времени охватить исследованием большое количество субъектов; – простая конструкция вопросов делает их одинаково понятными для любой категории субъектов; – имеется возможность создания стандартизированной схемы обработки полученных данных; – методика обладает относительной простотой и однозначностью интерпретации полученных данных. Анкета-опросник для учеников «Психологическая диагностика образовательной среды» Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению. 1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей? Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет 2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится, «9» – которое очень нравится. В одной из клеток проставьте оценки своего пребывания? 0 9 на учебу в свою школу? Нет 3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы Вы ездить Не знаю Да 4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию: а) интеллектуальных способностей; Да Пожалуй, да Не могу сказать 117 Пожалуй, нет Нет
Стр.117
б) жизненных умений? Да брали свою? Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет 5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выДа Не могу сказать 6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе? Обычно плохое Чаще плохое Не влияет Нет Чаще хорошее Обычно хорошее 7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе. Характеристика школьной среды 1. Взаимоотношения с учителями 2. Взаимоотношения с учениками 3. Эмоциональный комфорт 4. Возможность высказать свою точку зрения 5. Уважительное отношение к себе 6. Сохранение личного достоинства 7. Возможность обратиться за помощью 8. Возможность проявлять инициативу, активность 9. Учет личных проблем и затруднений 10. Внимание к просьбам и предложениям 11. Помощь в выборе собственного решения 8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным? Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет в очень большой степени Степень удовлетворенности выбранной характеристикой средне в большой степени в небольшой степени совсем нет 118
Стр.118

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ