Заказ ¹ ООО «Проспект» Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Введение Кадры Персонал Человеческие ресурсы Человеческий капитал Управление персоналом Функции управления персоналом Принципы управления персоналом Что такое персонал? <...> Поэтому в рамках управления персоналом, в отличие от кадрового управления, всем этим вопросам уделяется весьма значительное внимание (формируется благо приятный моральнопсихологический климат, налаживается социальное партнер ство, «разруливаются» конфликты и т. п.) <...> . Сегодня персонал является стратегическим фактором, определяющим будущее организации, что превращает его в человеческие ресурсы—совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способно стью к саморазвитию, творчеству. <...> Поэтому сегодня важнейшей функцией кадрового ме неджмента становится развитие персонала в связи с другими сторонами деятель ности организации. <...> В западных фирмах, например, получила практика, ко гда вопрос о приеме на работу нового сотрудника решают его будущие коллеги. <...> Численность и структура персонала 15 Списочная численность персонала ежедневно учитывается табельными запися ми, в которых отмечаются все работники–как присутствующие на работе, так и от сутствующие по тем или иным причинам. <...> Для остающихся работников появляются дополнительные возможности про движения, заработков, но увеличиваются нагрузки, теряются привычные партне ры, изменяется социальнопсихологический климат. <...> Повышенный оборот кадров, какой бы причиной он ни был вызван, ухудшает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает высококвалифици рованных специалистов, вынужденных помогать новичкам, ухудшает мораль нопсихологический климат, снижает активность у тех, кто собирается уходить, что в результате влечет экономические потери. <...> Численность и структура персонала 17 Абсолютными показателями <...>
Управление_человеческими_ресурсами.Теория_и_практика.pdf
УДК 005.95(075.8)
ББК 65.290.2ÿ73
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Â38
Веснин Â. Ð.
В38 Управление человеческими ресурсами. Теория и практика :
ó÷åáíèê. — Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 688 ñ.
ISBN 978-5-392-16754-8
Учебник является логическим продолжением книг автора «Практический менеджмент
персонала», «Менеджмент персонала», «Технология работы с персоналом
и деловыми партнерами».
Текст написан на основании требований Государственного образовательного
стандарта по соответствующей дисциплине, а также в соответствии с принятой
на сегодняшний день в мире концепцией этого курса, которая постепенно утверждаетсяивРоссии.
Эта концепция предполагает, что курс «управление человеческими
ресурсами (ïåðñîíàëîì)», или HR-Management, должен охватывать в
комплексе все вопросы, так или иначе связанные с управлением людьми.
В то же время по способу изложения материала учебник сохраняет традиции
отечественной учебной литературы, для которой всегда были характерны логичность,
четкость положений и выводов, аргументированность и наглядность.
Расширенное содержание позволяет использовать учебник не только при
изучении дисциплины «Управление персоналом», но также и при освоении курсов
«Менеджмент», «Основы менеджмента», «Психология управления», «Организационное
поведение», «Деловое общение», а также различных спецкуров.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, руководителей
и специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами
управления людьми.
УДК 005.95(075.8)
ББК 65.290.2ÿ73
Автор выражает благодарность
СПС «КонсультантПлюс»
за возможность использования базы данных.
Учебное пособие
Веснин Владимир Рафаилович
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60ƀ90 1
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
ISBN 978-5-392-16754-8
ȧ Â. Ð. Âåñíèí, 2006
ȧ ООО «Ïðîñïåêò», 2008
/16
.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 43,0. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Численность и структура персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Численность персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Движение персонала и его анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Структура персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 2. Модели управления персоналом (человеческими ресурсами) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Понятие управления персоналом (человеческими ресурсами) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Изменение взглядов на роль работников в производстве и подходы к управлению персоналом . . . . . . . . . . . . 28
Модели управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Глава 3. Политика и стратегия в области персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Понятие кадровой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Стратегии управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Типы кадровых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 4. Планирование персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Понятие и принципы планирования персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Методы планирования в работе с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Планирование потребности в персонале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Глава 5. Службы персонала (человеческих ресурсов) и их функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
История и значение служб персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Основные функции служб персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Структура службы персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Социальное партнерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Раздел II. ИНСТРУМЕНТЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ
Глава 6. Методы оценки персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Факторы и показатели оценки персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Методы сбора оценочной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Методы выполнения оценочных процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Определение величины оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Глава 7. Кадровые собеседования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Кадровое собеседование и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Организация кадровых собеседований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Вопросы кадровых интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Глава 8. Документы, содержащие первичную информацию о персонале, и их использование в кадровой работе . . . . 108
Вводные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Заявления, автобиографии, резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Анкеты и их разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Характеристики, рекомендательные письма и иные виды документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Методы проверки представляемых документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 9. Тесты и их использование при отборе и оценке кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Роль тестирования в кадровой работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Типы тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Виды тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Психологический практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Глава 10. Документы по персоналу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Вводные замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Документы по учету кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Другие документы по управлению персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
3
Что такое персонал? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Что такое менеджмент персонала (человеческих ресурсов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Управлять надо по правилам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Стр.685
686 Đ Содержание
Раздел III. РАБОТА С КАДРАМИ
Глава 11. Организация привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Привлечение персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Профессиограмма и методы ее составления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Источники привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Методы привлечения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Глава 12. Отбор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Этапы отбора персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Прием на работу и оформление трудового договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Привлечение кадров на основе договоров гражданско-правового характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Знающие люди поступают так... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Глава 13. Адаптация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Понятие и виды адаптации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Организация процесса адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Проблемы социально-психологической адаптации различных категорий работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Особенности физиологической адаптации человека к режиму работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Стресс и пути его преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Глава 14. Аттестация персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Понятие и виды аттестационной оценки работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Аттестация персонала комиссией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Оценка подчиненных руководителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Оценочные центры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 15. Развитие персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Понятие, цели и формы развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Организация и цели профессионального обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Формы обучения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Особенности повышения профессионального мастерства менеджеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Формы тренинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Глава 16. Расторжение трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Правовое регулирование расторжения трудового контракта в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Текучесть кадров и пути управления ею . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Способы рационализации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Организация высвобождения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Глава 17. Управление деловой карьерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Виды, цели и этапы деловой карьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Управление карьерой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Организация перемещения кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Резерв для замещения руководящих должностей и работа с ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Горизонтальная карьера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Раздел IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА
Глава 18. Проектирование системы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Понятие организационного проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Проектирование управленческих полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Проектирование подразделений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Проектирование управленческих технологий и процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Проектирование организации труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Глава 19. Должность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Должность и ее разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Анализ функций, выполняемых работниками управления, должностных инструкций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Регламентация должностных прав и обязанностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Рационализация должностной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Глава 20. Рабочее место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Описание и анализ рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Внутренняя организация и проектирование рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Внешняя организация рабочего места. Принципы проектирования рабочих помещений . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Аттестация рабочих мест по условиям труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Стр.686
Đ 687
Глава 21. Проектирование условий труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Понятие и виды условий труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Производственный травматизм, его причины и оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Раздел V. ЭКОНОМИКА ПЕРСОНАЛА
Глава 22. Управление рабочим временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Трудовое законодательство России о рабочем времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Баланс рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
Диагностика времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
Анализ использования рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Контроль рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Управление рабочим временем руководителей и специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
Глава 23. Экономические расчеты, связанные с персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Затраты на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Расходы на заработную плату как элемент затрат на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Анализ затрат на персонал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Глава 24. Заработная плата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
Принципы установления заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
Формы и системы заработной платы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Системы заработной платы за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
Зарубежный опыт определения размера заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Раздел VI. СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 25 Учет личностного фактора при кадровых назначениях и перемещениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
Понятие личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
Направленность личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Темперамент и его разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Характер и учет его особенностей в управлении персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
Личность и ее окружение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Глава 26. Трудовой коллектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Понятие и признаки трудового коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Виды коллективов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Команда — разновидность коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Психологические характеристики коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Процесс создания и развития коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Конформизм и его роль в управлении коллективом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Глава 27. Руководитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Функции руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Качества, необходимые руководителю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Типы руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
Администраторы и лидеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Основы власти руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
Глава 28. Подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
Подчиненные и их основные типы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
Основные психологические типы подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
Основные права и обязанности подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Нарушения трудовой дисциплины и их основные причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
Материальная ответственность работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
Раздел VII. КОММУНИКАЦИИ
Глава 29. Организационная культура и управление персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Сущность и функции организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Элементы культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
Управление организационной культурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Типы организационных культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
Национальные аспекты культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
Стр.687
688 Đ Содержание
Глава 30. Управление поведением персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
Поведение человека в организации: общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514
Понятие социальной роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
Что такое восприятие? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520
Концепция «Я-состояний» Э. Бёрна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 522
Глава 31. Стратегия и тактика работы с подчиненными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Методы руководства подчиненными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Прямое воздействие на подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 529
Делегирование прав и ответственности подчиненным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Коллективное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540
Управление по целям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Глава 32 Стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
Одномерные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552
Одномерность и многомерность руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
Глава 33. Практика поощрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Мотивационный механизм и его элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Экономические стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
Стимулирование с помощью надбавок, доплат и льгот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572
Неэкономические способы стимулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575
Дисциплинарные беседы с подчиненными как метод стимулирования воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 578
Глава 34. Организационные формы управленческих контактов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583
Проведение собраний и совещаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583
Проведение заседания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Деловые беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 591
Телефонные разговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 594
Обход рабочих мест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595
Прием посетителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
Глава 35. Методы проведения деловых бесед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599
Правила диалога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599
Тематика и техника убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 604
Ведение деловой полемики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 607
Глава 36. Управленческие конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 612
Виды внутриорганизационных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 612
Развитие конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617
Формы производственных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619
Законодательство России о порядке разрешения трудовых конфликтов и споров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622
Стратегия преодоления конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 623
Глава 37. Деловые переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 631
Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 631
Позиции и интересы участников переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 634
Переговорный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 636
Подходы и стратегии ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 641
Приемы ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644
Специальные методы ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 650
Глава 38. Организация переговорного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653
Подготовка переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 653
Организация приема сторонних делегаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 654
Условия переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 655
Поведение во время переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 658
Итоговый документ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 659
Официальные и неофициальные приемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 660
Глава 39. Особенности управления персоналом в условиях организационных изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . 664
Этапы стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 668
Причины сопротивления организационным изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 672
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 677
Стр.688