Основное содержание книги посвящено вопросам организационного и документационного сопровождения ключевых составляющих кадровой работы (прием на работу, перевод на другую работу, предоставление отпусков, направление в командировки, применение мер дисциплинарного воздействия, увольнение). <...> В заключительной главе рассматриваются особенности кадрового делопроизводства. <...> Основные локальные нормативные акты, регламентирующие кадровую работу предприятия (организации, учреждения) Кадровая работа — неотъемлемая составляющая деятельности работодателя, направленная на обеспечение эффективного управления имеющимися в его распоряжении кадровыми ресурсами (см. рис. <...> Должностные инструкции лиц, ответственных за кадровую работу Должностная инструкция — это локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы деятельности должностного лица (работника, назначенного на должность) (категории должностных лиц) и устанавливающий порядок применения должностным лицом положений нормативных правовых актов, действующих у данного работодателя, локальных нормативных актов (см. прил. <...> Несмотря на то что в действующих нормативно-правовых актах, содержащих нормы трудового права, по-прежнему отсутствует точное описание процедуры приема на работу (в отличие от, скажем, процедуры увольнения, о которой речь впереди), ее стандартная последовательность сложилась (в существующем виде) почти сразу после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ) (см. рис. <...> Принятие работодателем решения о целесообразности приема соискателя вакансии на работу на практике осуществляется в соответствии с одним из двух наиболее распространенных вариантов: 1) работодателем рассмотрено (с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, см. далее) заявление соискателя вакансии о заключении с ним трудового договора (т. е. инициатива в установлении трудовых отношений в данном случае <...>
Новый_справочник_кадровика.pdf
ББКУДК 331.1081.4/.9(075.4)
65.24
Р59
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Р59
Рогожин М. Ю.
Новый справочник кадровика. — Москва : Проспект, 2015. — 144 с.
ISBN 978-5-392-16379-3
Книга представляет собой краткое практическое руководство по организации повседневной деятельности
отдела кадров компании. Во вводной главе рассматриваются полномочия отдела кадров и его
работников. Основное содержание книги посвящено вопросам организационного и документационного
сопровождения ключевых составляющих кадровой работы (прием на работу, перевод на другую
работу, предоставление отпусков, направление в командировки, применение мер дисциплинарного
воздействия, увольнение). В заключительной главе рассматриваются особенности кадрового
делопроизводства. В приложении представлено более 50 примеров наиболее востребованных документов
по организации кадровой работы: положения, инструкции, договоры, приказы и т. п.
Книга адресована руководителям предприятий (организаций, учреждений), их заместителям
по кадровой работе (управлению персоналом), работникам служб (отделов) кадров, лицам, обучающимся
по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Документационное
обеспечение управления».
ББКУДК 331.1081.4/.9(075.4)
65.24
Справочное издание
Рогожин Михаил Юрьевич
НОВЫЙ СПРАВОЧНИК
КАДРОВИКА
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Печать цифровая. Печ. л. 9,0. Тираж 200 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-16379-3
© М. Ю. Рогожин,
© ООО «Проспект», 2014
2014
Стр.2
Оглавление
Глава 1. Основные локальные нормативные акты, регламентирующие
кадровую работу предприятия (организации, учреждения) . . . . . . . . . . . .3
1.1. Положение о службе (отделе) кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Должностные инструкции лиц, ответственных
за кадровую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 2. Прием на работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1. Общие вопросы организации приема на работу . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Особенности приема на работу отдельных
категорий граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.1. Учет возраста граждан при приеме на работу . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.2. Учет состояния здоровья граждан при приеме на работу . . . . .13
2.2.3. Учет необходимости согласования приема
(уведомления о приеме) на работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.2.4. Установление испытания при приеме на работу . . . . . . . . . . . .14
2.3. Действия работодателя при отказе работника
от начала работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Действия работодателя при отказе в приеме на работу . . . . . . . .17
Глава 3. Перевод на другую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
3.1. Общие вопросы организации перевода на другую работу . . . . . .21
3.2. Особенности перевода на другую работу
по инициативе работодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2.1. Перевод на другую работу по инициативе работодателя
с согласия работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.3. Особенности перевода на другую работу
по инициативе работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
3.4. Особенности перевода на другую работу по обстоятельствам,
не зависящим от волеизъявления сторон трудовых отношений . . . . .31
Глава 4. Предоставление отпусков, дополнительных дней отдыха . . . . .33
4.1. Общие вопросы предоставления отпусков,
дополнительных дней отдыха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
4.2. Особенности предоставления отпусков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
4.3. Особенности предоставления дополнительных
дней отдыха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
4.4. Гарантии, предоставляемые работникам в связи
с реализацией права на отпуск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Стр.136
Оглавление
137
Глава 5. Направление в командировки (деловые поездки) . . . . . . . . . . . .45
5.1. Общие вопросы направления в командировки
(деловые поездки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
5.2. Гарантии, предоставляемые работникам в связи
с направлением в командировки (поездки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Глава 6. Применение мер дисциплинарного воздействия . . . . . . . . . . . . .55
6.1. Общие вопросы применения мер дисциплинарного
воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
6.2. Локальные нормативные акты по вопросам обеспечения
дисциплины труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
6.3. Доведение до сведения работников требований
к соблюдению трудовой дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
6.4. Порядок применения мер дисциплинарного воздействия . . . . .57
6.4.1. Особенности применения поощрений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
6.4.2. Особенности применения взысканий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Глава 7. Увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
7.1. Общие вопросы организации увольнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
7.2. Особенности увольнения по инициативе работодателя . . . . . . .68
7.2.1. Универсальные основания увольнения
по инициативе работодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
7.2.2. Основания увольнения по инициативе работодателя
работников из числа руководства предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
7.2.3. Основания увольнения по инициативе работодателя
при невозможности перевода работника на другую
имеющуюся работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
7.2.4. Прочие основания увольнения по инициативе
работодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
7.3. Особенности увольнения по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . .80
7.3.1. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим
от воли сторон трудовых отношений, в отсутствие возможности
перевода работника на другую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
7.3.2. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим
от воли сторон трудовых отношений, без учета возможности
перевода работника на другую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
7.4. Особенности увольнения в связи с нарушением
установленных правил заключения трудового договора . . . . . . . . . . . .86
7.5. Особенности увольнения по иным основаниям . . . . . . . . . . . . . .88
7.5.1. Увольнение по соглашению сторон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Стр.137
138
Оглавление
7.5.2. Увольнение в связи с истечением срока трудового
договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
7.5.3. Увольнение по инициативе работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
7.5.4. Увольнение в связи с отказом работника от перевода
на другую работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
7.5.5. Увольнение в связи с отказом работника от продолжения
выполнения прежней работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
7.5.6. Увольнение в связи с переходом на работу к другому
работодателю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
7.6. Отстранение от работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Глава 8. Организация кадрового делопроизводства . . . . . . . . . . . . . . . .100
8.1. Регламентация кадрового делопроизводства . . . . . . . . . . . . . . . .100
8.2. Организация управления кадровой документацией . . . . . . . . .104
8.2.1. Разработка номенклатуры дел службы (отдела) кадров . . . . .104
8.2.2. Разработка табеля и альбома форм документов
по вопросам кадровой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
8.2.3. Организация документооборота службы (отдела) кадров . . .113
8.2.4. Контроль исполнения документов по вопросам
кадровой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
8.2.5. Хранение кадровой документации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
8.3. Документирование кадровой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
8.3.1. Требования к содержанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
8.3.2. Требования к структуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
8.3.3. Требования к стилю изложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
8.3.4. Требования к оформлению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Стр.138