Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024

Менеджмент (10000,00 руб.)

0   0
Первый авторВеснин В. Р.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц613
ID632824
АннотацияУчебник написан в соответствии с отечественными традициями, которые требуют, чтобы излагаемый материал был логичным, систематизированным, содержательным, научным, максимально облегчал студентам изучение курса. Четвертое издание учебника в структурном, содержательном и стилистическом отношении переработано: текст дополнен новым материалом; несколько изменилась логика изложения; часть глав изъята или объединена, что в целом, на взгляд автора, способствовало улучшению книги.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления.
ISBN978-5-392-16907-8
УДК005(075.8)
ББК65.290-2я73
Веснин, В.Р. Менеджмент : учебник / В.Р. Веснин .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2015 .— 613 с. — ISBN 978-5-392-16907-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632824 (дата обращения: 27.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Электронные версии книг на сайтеwww.prospekt.org ISBN 978-5-392-16907-8 © В. Р. Веснин, 2006 © ООО «Проспект», 2008 Часть первая ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Раздел первый Общие основы Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия. <...> •Менеджмент как разновидность управления • Необходимость и виды управления • Объекты управления • Управление и менеджментВиды менеджмента • Функции менеджмента • Принципы менеджмента • Особенности современного менеджмента Менеджмент: общие понятия Менеджмент является специфической разновидностью управления — деятельности человека, направленной на упорядочение элементов окружающей его среды, обеспечение необходимых условий их согласованного функционирования и развития в интересах достижения поставленных целей или решения возникающих проблем. <...> Общие основы Сегодня менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и пр.) <...> Оно широко применяется внутри всех государственных и многих, особенно крупных, коммерческих организаций (прежде всего на низовом уровне). <...> Общие основы Объект менеджмента как науки — деятельность по управлению бизнесом и людьми в условиях рынка, а предмет — отношения, складывающиеся в ее рамках между участниками управленческого процесса. <...> Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение. <...> Состязательность участников управленческого процесса на основе личной заинтересованности в успехе. <...> Виды менеджмента Еще в 1950-е гг. в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый нерасчлененный объект. <...> Производственный <...>
Менеджмент._4-е_издание.pdf
Стр.2
Стр.607
Стр.608
Стр.609
Стр.610
Стр.611
Стр.612
Стр.613
Менеджмент._4-е_издание.pdf
УДК 65.01(075.8) ББК 65.290-2ÿ73 Â38 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Веснин Â. Ð. Â38 Менеджмент: ó÷åáíèê. — 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 616 ñ. ISBN 978-5-392-16907-8 Учебник написан в соответствии с отечественными традициями, которые требуют, чтобы излагаемый материал был логичным, систематизированным, содержательным, научным, максимально облегчал студентам изучение курса. Четвертое издание учебника в структурном, содержательном и стилистическом отношении переработано: текст дополнен новым материалом; несколько изменилась логика изложения; часть глав изъята или объединена, что в целом, на взгляд автора, способствовало улучшению книги. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления. УДК 65.01(075.8) ББК 65.290-2-ÿ73 Учебное издание Веснин Владимир Рафаилович МЕНЕДЖМЕНТ Учебник Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 ƀ901/16. Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 38,5. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. ISBN 978-5-392-16907-8 © Â. Ð. Âåñíèí, 2006 © ООО «Ïðîñïåêò», 2008
Стр.2
Содержание ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ Глава 1. Что такое менеджмент? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Менеджмент: общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Функции менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Принципы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Виды менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Особенности современного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Глава 2. Управление как специфический вид деятельности . . . . . . . . . . 20 Управленческий процесс и его простые элементы . . . . . . . . . . 20 Элементы процесса управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Разновидности и методы социального управления . . . . . . . . . . 28 Эффективность управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Глава 3. Концепции менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Предтечи научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Классическое направление в менеджменте . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Неоклассическое направление в менеджменте. Ориентация управления на человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Системный подход к управлению и его корифеи: П. Друкер и Ч. Барнард . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Ситуационный подход к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Управленческие идеи в России и СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Раздел второй ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Глава 4. Человек — центральное звено процесса управления . . . . . . . . 63 Структура человеческой личности и факторы, ее обусловливающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Направленность личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Темперамент и его разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Характер человека и управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Человеческий капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Глава 5. Управление поведением людей в организации . . . . . . . . . . . . . 80 Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Стр.607
608 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы Индивидуальные особенности человека, влияющие на его поведение в организации . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Внешние факторы, влияющие на поведение . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Влияние на поведение статуса и престижа членов организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Организационная (социальная) роль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Глава 6. Рабочая группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Понятие и разновидности рабочей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Виды рабочих групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Процесс формирования рабочих групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Психологические характеристики рабочей группы . . . . . . . . . 110 Глава 7. Руководитель и подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Функции руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Качества руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Основные типы руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Администраторы и лидеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Концепции лидерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Раздел третий УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ ГЛАВА 8. Власть и руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Понятие власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Основы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Подходы к руководству людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Глава 9. Стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Одномерные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Биполярные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Многомерное руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Глава 10. Теоретические основы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Понятие мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Мотивационный механизм и его элементы . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Стимулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Экономические стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Современные формы экономического стимулирования. . . . . 172 Неэкономические способы стимулирования . . . . . . . . . . . . . . 174 Глава 11. Концепции мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Содержательные концепции мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Процессный подход к мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Стр.608
Содержание 609 Глава 12. Управленческие конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Виды внутриорганизационных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Развитие конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Формы производственных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Стратегии преодоления конфликта участниками . . . . . . . . . . . 200 Стратегии управления конфликтом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Раздел четвертый СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Глава 13. Понятие социальной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Сущность и признаки социальной организации . . . . . . . . . . . . 207 Внутренняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Внешняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 Человек и организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Общая классификация организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 Предприятия и фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Глава 14. Организационная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 Сущность и функции организационной культуры . . . . . . . . . . . 225 Элементы организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 Основные типы организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . 232 Национальный фактор в деловой культуре . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Управление организационной культурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Глава 15. Структура организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 Функциональная и дивизиональная структуры . . . . . . . . . . . . . 244 Проектные, программно-целевые и матричные структуры . . 248 Разновидности фрагментарной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Раздел пятый ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ПОЛНОМОЧИЯ Глава 16. Система управления организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Система управления и ее элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Понятие организационной структуры управления . . . . . . . . . . 261 Факторы, влияющие на организационную структуру управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Модель взаимодействия элементов организационной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 Глава 17. Организационные полномочия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Понятие организационных полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Централизация и децентрализация организационных полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Стр.609
610 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы Виды организационных полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Полномочия высших органов управления организацией . . . . 278 Глава 18. Типы организационных структур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Вводные замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Линейные организационные структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 Функциональная организационная структура . . . . . . . . . . . . . . 284 Линейно-штабная организационная структура . . . . . . . . . . . . 285 Централизованно-функциональная структура . . . . . . . . . . . . . 286 Дивизиональная организационная структура . . . . . . . . . . . . . . 288 Виды дивизиональной организационной структуры . . . . . . . . 290 Гибкие структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Адаптивные организационные структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Глава 19. Пути совершенствования организации управления . . . . . . . . 300 Управленческий бюрократизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Общие подходы к дебюрократизации фирмы . . . . . . . . . . . . . . 305 Организационно-экономические методы борьбы с бюрократией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 Делегирование прав и ответственности подчиненным . . . . . . 307 Коллективное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Раздел шестой УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ Глава 20. Алгоритм принятия управленческого решения . . . . . . . . . . . . . 315 Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 Виды управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 Выявление и анализ проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 Процесс выработки рационального решения . . . . . . . . . . . . . . 325 Реализация решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Глава 21. Цели организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 Понятие цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 Система целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 Управление по целям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Глава 22. Стратегия и ее основные разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Понятие стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Факторы, влияющие на стратегию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348 Элементы стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 Классификация стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 Стратегии роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Конкурентные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Глава 23. Виды планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Стр.610
Содержание 611 Понятие и типы планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 Перспективные планы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Стратегический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 Комплексные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Особенности текущих планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 Раздел седьмой ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ Глава 24. Планирование деятельности организации . . . . . . . . . . . . . . . . 379 Понятие планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 Предплановый прогноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Бюджетный и балансовый методы планирования . . . . . . . . . . 389 Нормативный метод планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Графические методы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Математические методы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 Глава 25. Стратегическое и оперативное управление организацией . . 398 Модели управления в исторической ретроспективе . . . . . . . . 398 Современное стратегическое управление . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Алгоритм стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 Конкурентные преимущества как главный объект стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 Оперативное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410 Глава 26. Контроль в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413 Понятие и принципы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413 Виды управленческого контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 Этапы процесса контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Внешний и внутренний контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 Глава 27. Управление организационными преобразованиями . . . . . . . . 424 Этапы организационных преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . 428 Объекты организационных преобразований . . . . . . . . . . . . . . . 431 Причины сопротивления организационным изменениям . . . . 433 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Раздел восьмой УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СФЕРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ Глава 28. Производственный менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Виды и структура предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Технико-производственная база предприятия . . . . . . . . . . . . . 442 Технологические процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Стр.611
612 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы Организация производственного процесса . . . . . . . . . . . . . . . 446 Рабочее место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448 Условия труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 Глава 29. Основы финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Финансы организации и финансовый менеджмент . . . . . . . . . 453 Финансовое планирование и финансовый контроль . . . . . . . . 455 Управление прибылью и рентабельностью . . . . . . . . . . . . . . . . 457 Пути формирования финансовых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . 459 Управление финансовыми инвестициями . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 Управление текущими финансовыми операциями . . . . . . . . . 466 Глава 30. Управление персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468 Персонал, его численность и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468 Персонал как социально-экономическая категория . . . . . . . . 471 Система управления персоналом (человеческими ресурсами): ее элементы и современные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 Модели управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 Глава 31. Основы инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Понятие и виды инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Этапы инновационного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Организационные формы инновационной деятельности . . . . 488 Распространение новшеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493 Оценка эффективности инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495 Глава 32. Управление маркетингом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 Место маркетинга в управлении организацией . . . . . . . . . . . . 497 Управление разработкой товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502 Управление процессом товародвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 Управление ценообразованием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 Управление контактами с потребителями . . . . . . . . . . . . . . . . . 509 Глава 33. Управление качеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 Качество и его составляющие элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 Этапы развития системы управления качеством . . . . . . . . . . . 518 Стандартизация и сертификация как элементы управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524 Использование в управлении качеством стандартов ИСО-9000 и ИСО-14000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 Глава 34. Управление рабочим временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531 Понятие рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531 Баланс рабочего времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
Стр.612
Содержание 613 Диагностика времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 536 Управление рабочим временем руководителей и специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539 Глава 35. Управление информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544 Понятие управленческой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544 Классификация информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Информационная база данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 Этапы обмена информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 Глава 36. Управление знаниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557 Понятие знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557 Управление знаниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Глава 37. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566 Понятие и виды риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566 Общие подходы к управлению риском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570 Финансовые риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 Страхование рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574 Хеджирование как инструмент управления рисками . . . . . . . . 576 Глава 38. Управление организационной безопасностью . . . . . . . . . . . . . 579 Понятие организационной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . 579 Система обеспечения безопасности организации . . . . . . . . . 584 Организация системы информационной безопасности . . . . . 587 Техническая система обеспечения безопасности организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589 Управление экономической безопасностью фирмы . . . . . . . . 591 Процесс формирования знаний в рамках коллективного творчества и саморазвития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596 Самостоятельное развитие как способ формирования знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600 Корпоративное обучение как инструмент распространения организационных знаний . . . . . . . . . . . . . . . 601
Стр.613

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ