МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РФ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция Профили: Государственно-правовой, Гражданско-правовой, Информационно-правовой, Правозащитная деятельность, Правовая жизнь и юридическая деятельность, Международно-правовой, Уголовно-правовой, Финансово-правовой, Экологическое и природоресурсное право Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 349.2(470) (075.8) ББК 67.405 я73 П 68 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета П 68 Правовое регулирование трудовых отношений в субъектах РФ: практикум / сост. <...> УДК 349.2(470) (075.8) ББК 67.405 я73 Составитель канд. юрид. наук, доцент С. А. Лукинова Рецензенты: д-р юрид. наук, профессор И. Н. Клюковская, канд. юрид. наук, доцент Т. Ф. Вышеславова, канд. юрид. наук, доцент А. А. Бирюков (Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 Практикум ПРЕДИСЛОВИЕ Целью освоения курса является углубленное изучение особенностей правового регулирования трудовых отношений в субъектах Российской Федерации, формирование целостного, системного представления о правовом регулировании социально-трудовых отношений субъектами РФ и формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки 04.03.01 – Юриспруденция. <...> Задачи изучения учебной дисциплины: теоретические: – понимание основных проблем, присущих правовому регулированию социально-трудовых отношений в современных условиях; – знание содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения сферы трудового права; – понимание целей и возможностей правового <...>
Правовое_регулирование_трудовых_отношений_в_субъектах_РФ.pdf
УДК 349.2(470) (075.8)
ББК 67.405 я73
П 68
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 68 Правовое регулирование трудовых отношений
в субъектах РФ: практикум / сост. С. А. Лукинова.
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 120 с.
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО к
подготовке выпускника для получения квалификации «бакалавр». Утвержден
на заседании кафедры экологического, земельного и трудового права.
Протокол № 1 от 26 августа 2016 г.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки
40.03.01 – Юриспруденция. Профили: Государственно-правовой,
Гражданско-правовой, Информационно-правовой, Правозащитная деятельность,
Правовая жизнь и юридическая деятельность, Международно-правовой,
Уголовно-правовой, Финансово-правовой, Экологическое и
природоресурсное право.
УДК 349.2(470) (075.8)
ББК 67.405 я73
Составитель
канд. юрид. наук, доцент С. А. Лукинова
Рецензенты:
д-р юрид. наук, профессор И. Н. Клюковская,
канд. юрид. наук, доцент Т. Ф. Вышеславова,
канд. юрид. наук, доцент А. А. Бирюков
(Ставропольский филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
Практикум
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения курса является углубленное изучение особенностей
правового регулирования трудовых отношений в субъектах
Российской Федерации, формирование целостного, системного
представления о правовом регулировании социально-трудовых
отношений субъектами РФ и формирование общекультурных и
профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению
подготовки 04.03.01 – Юриспруденция.
Задачи изучения учебной дисциплины:
теоретические:
– понимание основных проблем, присущих правовому регулированию
социально-трудовых отношений в современных условиях;
– знание содержания нормативных правовых актов, регулирующих
отношения сферы трудового права;
– понимание целей и возможностей правового регулирования
социально-трудовых отношений субъектами Российской Федерации;
практические:
– умение ориентироваться в потоке правовой информации о
состоянии юридической базы в сфере правового регулирования
социально-трудовых отношений;
– способность применения норм регионального трудового права;
– способность разработки проектов нормативных правовых актов,
регулирующих социально-трудовые отношений в субъектах РФ;
воспитательные:
– формирование правового сознания и правовой культуры;
– понимание возможностей своей профессиональной деятельности
для решения задач в области обеспечения региональной государственной
социальной политики;
– развитие социально-личностной компетенции предполагающей
выработку активной гражданской позиции, ответственного
отношения к выполнению поставленных задач и достижению обозначенных
целей.
Учебная дисциплина» Правовое регулирование трудовых отношений
в субъектах РФ» является дисциплиной по выбору.
Требования к входным знаниям обучающегося: студент должен
знать основные понятия в сфере теории государства и права; об3
Стр.3
Правовое регулирование трудовых отношений
в субъектах РФ
щей части гражданского права, административного права, трудового
права.
Изучение учебной дисциплины осуществляется после изучения
дисциплин «Теория государства и права», «Гражданское право»,
«Административное право», «Трудовое право».
Дисциплина является одной из основ для дисциплин «Право
социального обеспечения», «Трудовой договор», «Гражданское процессуальное
право».
В результате освоения дисциплины «Правовое регулирование
трудовых отношений в субъектах РФ» обучающийся должен приобрести
следующие профессиональные компетенции.
ПК-1 (правореализационная и консультационная компетенция):
– способен толковать, соблюдать, исполнять и применять нормы
права в профессиональной деятельности, в том числе квалифицировать
юридически значимые факты; давать консультации по
правовым вопросам;
ПК-2 (правоохранительная компетенция):
– способен к обеспечению законности, правопорядка, безопасности
личности, общества, государства; способен предупреждать,
пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения;
ПК-4
(правозащитная компетенция):
– способен оказывать квалифицированную юридическою помощь
физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав,
свобод и интересов, обеспечивать доступ к правосудию;
ПК-5 (медиационная компетенция):
– знает медиационные технологии, способен участвовать в переговорах
и примирительных процедурах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ЗНАТЬ: признаки и способы правового регулирования социально-трудовых
отношений в субъектах РФ, цель и формы социального
партнерства в сфере труда, полномочия субъектов РФ по регулированию
социально-трудовых отношений, принципы правового регулирования
социально трудовых отношений, систему правотворческих
органов субъектов РФ, процедуру принятия правовых актов,
содержание правовых актов субъектов РФ о труде;
УМЕТЬ: квалифицированно применять нормы регионального
трудового права к конкретным жизненным ситуациям;
4
Стр.4
Практикум
ВЛАДЕТЬ: навыками подготовки и экспертизы проектов нормативных
правовых актов субъектов РФ о труде.
Практические занятия по курсу позволят студентам последовательно
не только изучить полномочия субъектов РФ по правовому
регулированию труда, усвоить систему правовых актов субъектов
РФ о социальном партнерстве, занятости и трудоустройстве, оплате
и охране труда и т. д., но и приобрести необходимые практические
навыки работы с правовыми актами.
5
Стр.5
Практикум
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Правовое регулирование труда в регионах России
в период до 1917 года и в советское время . . . . . . . . . . . . . 6
2. Конституционные принципы правового регулирования
труда в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ о разграничении
полномочий органов государственной власти РФ
и органов государственной власти субъектов РФ в области
правового регулирования трудовых и непосредственно
с ними связанных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4. Проблемы правотворчества субъектов РФ
в социально-трудовой сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
5. Правовое регулирование процесса нормотворчества
в субъектах РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
6. Правовые акты субъектов РФ о занятости
и трудоустройстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
7. Законодательство субъектов РФ о социальном
партнерстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
8. Охрана и оплата труда. Региональный аспект . . . . . . . . . . 62
9. Особенности правового регулирования труда
государственных и муниципальных служащих в субъектах
РФ (на примере Ставропольского края) . . . . . . . . . . . . . . . . 69
10. Опыт регионального правотворчества в социальнотрудовой
сфере в РФ. Общая характеристика . . . . . . . . . . . . 74
Тестовые задания для текущего контроля . . . . . . . . . . . . . . . 83
Приложение 1. Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Приложение 2. Методические рекомендации
к самостоятельной работе студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
101
Стр.101