МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕДОТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНФОРМАТИКЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Профили подготовки: «Информатика», «Информатика и информационные технологии в образовании» Бакалавриат Ставрополь 2017 УДК 007: 378.147 (075.8) ББК 32.81: 74.262 я73 М 54 Печатается по решению редакцонно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Авторы-составители: канд. пед. наук, доцент Г. И. Шевченко, канд. пед. наук, доцент Т. А. Куликова, канд. пед. наук, доцент А. А. Рыбакова М 54 Методика обучения и воспитания информатике: учебное пособие / авт.-сост. <...> Содержание учебного предмета «Методика обучения и воспитания информатике» определяют его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики обучения и воспитания информатике, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения. <...> Появление первых ЭВМ и математических школ со специализацией в области программирования. <...> Появление электронных калькуляторов и ЭВМ массового применения. <...> Введение в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники». <...> 4 Как принято считать подобная практика впервые была осуществлена уже к концу 1950-х гг. в школах Академгородка г. Новосибирска с участием и под руководством А. П. Ершова (1931– 1988) организатора работ по созданию первой внедренной версии школьной информатики. <...> И уже в июле 1961 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: квалификационную характеристику выпускника, учебный план, программы по общему курсу математики <...>
Методика_обучения_и_воспитания_информатике.pdf
УДК 007: 378.147 (075.8)
ББК 32.81: 74.262 я73
М 54
Печатается по решению
редакцонно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Авторы-составители:
канд. пед. наук, доцент Г. И. Шевченко,
канд. пед. наук, доцент Т. А. Куликова,
канд. пед. наук, доцент А. А. Рыбакова
М 54 Методика обучения и воспитания информатике: учебное
пособие / авт.-сост.: Г. И. Шевченко, Т. А. Куликова,
А. А. Рыбакова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 172 с.
Пособие представляет курс лекций и составлено в соответствии
с Федеральным государственным стандартом высшего образования
и программой дисциплины. Содержит материал по общим
вопросам методики обучения и воспитания информатике.
Предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся
по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование,
студентов других направлений, изучающих дисциплины соответствующего
профиля, а также для молодых учителей.
УДК 007: 378.147 (075.8)
ББК 32.81: 74.262 я73
Рецензенты:
д-р техн. наук, профессор Н. В. Кандаурова,
канд. пед. наук, доцент О. В. Федина
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения и воспитания информатике – молодая
наука, которая в процессе своего формирования вобрала в себя
знания других наук: философии, педагогики, психологии, возрастнойя
физиологии, информатики и информационных и коммуникационных
технологий, а также обобщенный практический опыт методик
других общеобразовательных предметов средней школы.
Методика обучения и воспитания информатике является тем
учебным предметом, который задает дидактические условия целостного
становления будущего бакалавра педагогического образования.
Данный курс представляет собой интегративное – ведущее
звено траетории становления будущего учителя. Здесь понятийный
аппарат, теории и методы дисциплин психологопедагогического
и предметного циклов генерализированы и органически
интегрированы в теоретический и практический фундамент
будущего специалиста. Курс методики обучения и воспитания
информатике окрыт процессам информатизации, информационным
и коммуникационным технологиям.
Содержание учебного предмета «Методика обучения и воспитания
информатике» определяют его два основных раздела: общая
методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы
методики обучения и воспитания информатике, совокупности
основных программно-технических средств, и частная (конкретная)
методика – методы изучения конкретных тем школьного курса
информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах
обучения.
В настоящем пособии рассматриваются общие вопросы методики
обучения и воспитания информатике.
Учебное пособие будет полезно студентам бакалавриата и магистратуры,
обучающихся по напрправлению подготовки «Педагогическое
образование», а также начинающим учителям информатики.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
Предпосылки введения информатики как учебного предмета
во все типы средних школ …………………………………………….
Информатика как наука и учебный предмет в школе …………...
Цели и задачи обучения информатике в школе ………………….
Структура обучения информатике в средней
общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования
по информатике ………………………………………………………..
Содержание школьного образования в области информатики …
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
В ШКОЛЕ
Методы обучения информатике в школе …………………………
Организационные формы обучения информатике в школе ……..
Средства обучения информатике …………………………………
РАЗДЕЛ 3. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ
И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАТИКЕ
Аудиовизуальные технологии обучения информатике ………….
Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий
и методика их применения …………………………………………….
Использование современных информационных и
коммуникационных технологий в учебном процессе ……………….
Методы анализа и экспертизы для электронных программнометодических
и технологических средств учебного назначения …..
Методические аспекты использования информационных
и коммуникационных технологий в реализации информационнодеятельностного
подхода в обучении информатике ………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...
4
16
31
46
56
68
84
95
105
118
130
142
157
169
170
171
Стр.171