Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Словарь содержит термины, связанные с основными разделами музыкальной акустики, психоакустики и компьютерной обработки звука: способами звукообразования в музыкальных, электромузыкальных и электронных инструментах; физическими и музыкальными характеристиками инструментов и певческого голоса; характеристиками звуковых волн, их временным и спектральным представлениями; закономерностями распространения, отражения, преломления волн в концертных залах и наблюдающимися здесь физическими эффектами; психофизиологическими особенностями восприятия звуковых колебаний человеком, а также методами математического моделирования и компьютерной обработки акустических сигналов. <...> Рецензенты: Богатырев Ю.К., заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик РАИН, д.т.н., профессор кафедры "Техника радиосвязи и телевидения" Нижегородского государственного технического университета; Никулин С.М., заслуженный деятель высшей школы Российской Федерации, д.т.н., профессор кафедры "Компьютерные технологии в проектировании и производстве" Нижегородского государственного технического университета УДК 781.81 ББК 32.871 © Садкова О.В., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Если нижний порог адаптации слуха практически ограничен шумами в слуховой системе, то верхним порогом является громкость порядка 140-150 дБ, превышение которого может вызвать в слуховом аппарате необратимые изменения, вплоть до частичной или полной глухоты. <...> Адаптивность голоса - качество профессионального голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям (величине и форме помещения, его гулкости или заглушенности, количеству и пространственному расположению слушателей) с помощью соответствующих вариаций параметров голоса, что обеспечивает хорошую слышимость <...>
Словарь_терминов_музыкальной_акустики_и_психоакустики.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки
О.В. Садкова
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКИ
И ПСИХОАКУСТИКИ
Учебное пособие
для студентов музыкальных вузов
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших
учебных заведений Российской Федерации по образованию в области
музыкального искусства в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070702
«Музыкальная звукорежиссура»
Нижний Новгород,
Издательство Нижегородской консерватории
2012
Стр.1
УДК 781.81
ББК 32.871
С14
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской
государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки
С14
Садкова О.В. Словарь терминов музыкальной акустики
и психоакустики: Учебное пособие. – Н.Новгород:
Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2012. – 164 с.
Словарь содержит термины, связанные с основными разделами музыкальной
акустики, психоакустики и компьютерной обработки звука:
способами звукообразования в музыкальных, электромузыкальных
и электронных инструментах; физическими и музыкальными характеристиками
инструментов и певческого голоса; характеристиками
звуковых волн, их временным и спектральным представлениями;
закономерностями распространения, отражения, преломления волн в
концертных залах и наблюдающимися здесь физическими эффектами;
психофизиологическими особенностями восприятия звуковых
колебаний человеком, а также методами математического моделирования
и компьютерной обработки акустических сигналов.
Рецензенты:
Богатырев Ю.К., заслуженный деятель науки и техники Российской
Федерации, академик РАИН, д.т.н., профессор кафедры "Техника радиосвязи
и телевидения" Нижегородского государственного технического
университета;
Никулин С.М., заслуженный деятель высшей школы Российской
Федерации, д.т.н., профессор кафедры "Компьютерные технологии в
проектировании и производстве" Нижегородского государственного
технического университета
УДК 781.81
ББК 32.871
© Садкова О.В., 2012
© Нижегородская государственная
консерватория (академия)
им. М.И. Глинки, 2012
2
Стр.2
1. РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ТЕРМИНЫ
Принимаясь за дело, соберись с духом
К. Прутков
Музыка – это то, что рождается из звуков. Их основа в чувствах человеческого
сердца, пробужденных внешним миром. Вот почему, когда сердце человека
потревожено печалью, звуки его музыки порывисты и даже резки; когда
в сердце человека весёлые чувства, то звуки его музыки широки и мягки;
когда в сердце человека чувства радости, то звуки раскатисты и слышны далеко;
когда в сердце человека чувства гнева, то звуки его музыки грубы и свирепы;
когда в сердце человека чувства почтения, то звуки его музыки прямы и
сдержанны; когда сердце человека исполнено любовных чувств, то звуки его
музыки гармоничны и нежны
Конфуций
Абсолютная кодировка сигнала - представление сигнала в виде
числовых значений его амплитуды, взятых с частотой, определяемой
теоремой отсчетов Котельникова.
Абсолютный порог - минимальная величина раздражителя, которая
вызывает едва заметное ощущение; является мерой нижнего предела
сенсорной чувствительности.
Абсолютный уровень аудиосигнала по напряжению -
20lg(Umax/U0) , где U0 = 0,775 В - напряжение на нагрузке 600 Ом.
Абсорбция - поглощение, например, поглощение звуковой энергии.
Автокорреляционная функция - характеризует степень связи сигнала
s(t) со своей копией s(t - τ), сдвинутой по оси времени на величину
τ:
( )
s t s t
время корреляции, т.е. величина сдвига τ, в пределах которого автокорреляционная
функция отлична от нуля. Чем больше время корреляции
сигнала, тем уже его спектр. Интегрирование проводится по
всему интервалу времени существования сигнала, в общем случае от
- ∞ до + ∞.
Адаптация слуха - способность слуха подсознательно приспосабливаться
к восприятию звука разной громкости. Если нижний порог
адаптации слуха практически ограничен шумами в слуховой системе,
то верхним порогом является громкость порядка 140-150 дБ, превышение
которого может вызвать в слуховом аппарате необратимые
изменения, вплоть до частичной или полной глухоты.
3
( ) ( )d . Чем шире спектр сигнала, тем меньше
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ТЕРМИНЫ
ТЕРМИНЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЗВУЧАНИЯ
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ТЕРМИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
3
104
113
161
163
Стр.163
Учебное издание
Садкова Ольга Викторовна
Словарь терминов
музыкальной акустики и психоакустики
Учебное пособие
Компьютерная верстка Т.Б. Суханова
Ответственный за выпуск Т.Б. Суханова
Подписано в печать 03.10.2012. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 9,53. Тираж 100 экз. Заказ № 1
Оригинал-макет и печать: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М.И. Глинки»
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
164
Стр.164