Н.Е. Мариевская ЭКР АНИ ЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ анализ художественного времени Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова Н.Е. <...> Мариевская ЭКРАНИЗАЦИЯ литературного произведения: анализ художественного времени Допущено учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по кинематографическим специальностям. <...> Висконти «Смерть в Венеции», исследует различные кинематографические произведения, созданные на основе одного и того же рассказа Ф.М. Достоевского «Кроткая», определяя особенности каждого художественного решения, обращается к вопросам времени в литературе и на экране. <...> 4 Трансформация сюжета литературного произведения при экранизации . <...> Возможно ли считать результатом приспособления к экрану «Сказку сказок» Юрия Норштейна, снятую по стихотворению Назыма Хикмета, или «Жестяной Барабан» Фолькера Шлёндорфа — экранизацию одноименного романа Гюнтера Грасса? <...> Введение 5 Это определение в общих чертах воспроизводят современные электронные словари, отмечая: «Основной проблемой экранизации остаётся противоречие между чистым иллюстрированием литературного или иного первоисточника, буквальным его прочтением и уходом в большую художественную независимость»3 . <...> Теории экранизации сконцентрированы на отношении между двумя текстами: текстом фильма и текстом литературного первоисточника. <...> Литературоведы не склонны переоценивать роль читателя: «Сколько мы не говорили бы о творчестве читателя в восприятии художественного произведения, мы всё же знаем, что читательское творчество вторично <.> <...> Увидеть сюжет произведения литературы как процесс смыслообразования можно через анализ его художественного времени, так как именно временная форма наиболее отчётливо выражает динамику мысли автора. <...> Темпоральный <...>
Экранизация_литературного_произведения_анализ_художественного_времени_учебное_пособие_(1).pdf
ББК 85.374
УДК 778.5.04.072:094+8Р ------------М
26
Достоевский
Рецензенты:
Ю.Н. Арабов, профессор, заведующий кафедрой драматургии
кино ВГИКа,
Т.А. Дубровина, доцент кафедры драматургии кино
ВГИКа, кандидат искусствоведения,
М.В. Маслова, доцент, заведующая кафедрой киноискусства
Московского государственного института культуры,
кандидат культурологии.
М 26
Мариевская Н.Е.
Экранизация литературного произведения: анализ
художественного времени. Учебное пособие. М.: ВГИК,
2016. — 174 с.
ISBN 978-5-87149-184-3
Автор анализирует особенности режиссёрской интерпретации
прозы Т. Манна в фильме Л. Висконти «Смерть в Венеции», исследует
различные кинематографические произведения, созданные на основе
одного и того же рассказа Ф.М. Достоевского «Кроткая», определяя особенности
каждого художественного решения, обращается к вопросам
времени в литературе и на экране.
Автор выражает глубокую признательность В.И. Мильдону за помощь в
работе.
В оформлении обложки использован рисунок М. Добужинского.
ББК 85.374
УДК 778.5.04.072:094+8Р------------Достоевский
ISBN
978-5-87149-184-3
© Мариевская Н.Е., 2016
© Всероссийский
государственный институт
кинематографии
имени С.А. Герасимова
(ВГИК), 2016
Стр.2
Содержание
Введение ............................................... 4
Трансформация сюжета литературного произведения
при экранизации ....................................... 8
Время в литературе и на экране .......................... 25
Упражнения. ........................................... 36
Ф.М. Достоевский «Кроткая» ............................. 37
«Кроткая». Сценарий по мотивам повести ................ 81
Заключение ............................................ 170
Библиография .......................................... 172
Фильмография ......................................... 173
Стр.3