Н. А. ЦЫРКУН А М Е Р И К А Н С К И Й К И Н О К О М И К С Э В О Л Ю Ц И Я Ж А Н Р А Министерство культуры Российской Федерации Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК Н. А. <...> ЦЫРКУН А М Е Р И К А Н С К И Й К И Н О К О М И К С Э В О Л Ю Ц И Я Ж А Н Р А МОСКВА 2014 УДК 778.5.05:778.534.6 ББК 85.37 Ц 975 Рецензенты: Д. Б. Дондурей, кандидат философских наук С. К. Каптерев, Ph D Печатается по решению ученого совета Научно-иссле до ва тельского института киноискусства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова. <...> В книге прослеживается рождение и метаморфозы американского кинокомикса в его социально-историческом и художественном контексте; роль в его формировании таких идейных комплексов, как философия фронтира и «манифест судьбы»; раскрывается семантика маски супергероя и природа его «двойной идентичности»; исследуется гибридная жанровая структура кинокомикса и стилистическое влияние эстетики кэмпа и нуара. <...> Подробно освещаются превращения, которые переживают супергерои (Супермен, Бэтмен, Человек-паук и многие другие) в узловые моменты истории в противостоянии с супер злодеями и другими врагами, а также феномен деконструкции супергероя в эпоху постмодерна и влияние на кинокомикс новейшей технологии кинопроизводства. <...> Эволюция жанра Уже на заре кинематографа в Соединенных Штатах появились первые короткие экранные адаптации рисованных комиксов, такие как «Детки Катценджэммер в школе» (по рисункам Рудольфа Диркса, 1898) и «Элли Слопер» (Великобритания, по рисункам Чарльза Росса, 1898). <...> В апреле 1911 года вышел фильм Стюарта Блэктона и Винзора МакКея «Малыш Немо» — своеобразный «мастеркласс» на тему того, как персонажи комиксов оживают на экране. <...> Существует немало определений супергероя; одно из них дал американский исследователь Питер Куган: супергерой — «это героический персонаж с бескорыстной социальной миссией; обладающий сверхвозможностями — чрезвычайными личными способностями <...>
Американский_кинокомикс._Эволюция_жанра_(1).pdf
УДК 778.5.05:778.534.6
ББК 85.37
Ц 975
Рецензенты:
Д. Б. Дондурей, кандидат философских наук
С. К. Каптерев, Ph D
Печатается по решению ученого совета Научно-иссле до ва тельского
института киноискусства Всероссийского государственного
университета кинематографии имени С.А. Герасимова.
Ц 975 Цыркун Н. А. Американский кинокомикс. Эволюция жанра.
— М.: ВГИК, 2014. — 248 с.
ISBN 978-5-87149-163-8
Предлагаемая вниманию читателя монография — первое в отечественном киноведении
фундаментальное исследование об особом явлении искусства и медиакультуры
— кинокомиксе. В книге прослеживается рождение и метаморфозы американского
кинокомикса в его социально-историческом и художественном контексте;
роль в его формировании таких идейных комплексов, как философия фронтира
и «манифест судьбы»; раскрывается семантика маски супергероя и природа его
«двойной идентичности»; исследуется гибридная жанровая структура кинокомикса
и стилистическое влияние эстетики кэмпа и нуара. Подробно освещаются
превращения, которые переживают супергерои (Супермен, Бэтмен, Человек-паук
и многие другие) в узловые моменты истории в противостоянии с супер злодеями
и другими врагами, а также феномен деконструкции супергероя в эпоху постмодерна
и влияние на кинокомикс новейшей технологии кинопроизводства.
УДК 778.5.05:778.534.6
ББК 85.37
ISBN 978-5-87149-163-8
© ВГИК, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Многоликий комикс ...............................................................................................3
ГЛАВА I. КОМИКС И КИНЕМАТОГРАФ:
ОБЩИЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Комикс как «литературно-художественное творчество» .........................................................22
Комикс и кино: рецепция......................................................................................................................33
ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО КИНОКОМИКСА
И ЭТАПЫ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ
Комикс в системе американской культуры ...................................................................................43
У истоков «золотого века» ...................................................................................................................56
Супергерои: генезис .............................................................................................................................59
Супергерои и суперзлодеи: нарратив ...........................................................................................85
Двойная идентичность и двойничество ..........................................................................................91
Герой и его маска ................................................................................................................................100
Вторая мировая война и патриотизм в комиксах ...................................................................111
ГЛАВА III. КИНОКОМИКС В ПОСЛЕВОЕННУЮ ЭПОХУ
Начало холодной войны и упадок кинокомикса .....................................................................118
Новая социальная реальность .......................................................................................................125
Кинокомикс и эстетика кэмпа .........................................................................................................132
От эпоса к роману ..............................................................................................................................138
ГЛАВА IV. ПОСТМОДЕРНИЗМ
И ДЕКОНСТРУКЦИЯ СУПЕРГЕРОЯ
Новый социальный запрос и легитимизация комиксов в системе медиакультуры .....146
Супергерои как антигерои ..............................................................................................................159
Политическая корректность и новые герои комиксов ..........................................................171
Кинокомикс после 11 сентября 2001 года ...............................................................................194
Кинокомикс и новые технологии ....................................................................................................212
Заключение ...................................................................................................................................224
Список литературы ...................................................................................................................228
Электронные ресурсы .............................................................................................................234
Список фильмов..........................................................................................................................235
242
Стр.242