На примере творчества режиссеров-новаторов, их фильмов и теоретических работ показано, как рождался киноязык экранной авторской речи. <...> Так впервые была сделана попытка организовать не только условия съёмки, но и само действие перед съёмочной камерой. <...> Однако очень скоро мощный импульс развитию экранного зрелища даст предприимчивый театральный деятель, соотечественник братьев Люмьер — Жорж Мельес, впервые соединивший киноаттракцион и театр. <...> Представительство итальянских и немногих английских кинофабрик взял на себя Александр Ханжонков — казачий офицер, ушедший в отставку, чтобы заняться кинопредпринимательством. <...> Это, в конце кон7 цов, и послужило едва ли не основным стимулом поступательного развития экранного зрелища. <...> (Информация о показах публиковалась в периодических изданиях, в частности, в журнале «Сине-фоно», выходящем с октября 1907 года) <...> Невольные проблески монтажного эффекта, ещё не узнанные никем, не зря вызвали протесты цензуры, запретившей показывать царскую хронику рядом с комической… То есть, сам по себе характер демонстрации предопределил и подсказал дискретную, монтажную природу синтеза экранного зрелища: пока только в пределах сеанса. <...> 13 также оценки уровня экранного зрелища, встречающиеся в воспоминаниях некоторых деятелей культуры, создают впечатление о продукции весьма низкопробной. <...> И вместе с тем, уже на этом этапе можно ощутить некоторую дифференциацию фирм, производящих российские ленты, увидеть как различия в подходе к выбору и реализации событийного материала, так и первые попытки понять задачи кинематографа, перспективы его развития. <...> Важно при этом не упустить из виду тот факт, что русский кинематограф как самостоятельное национальное явление рождался в недрах и в плотном контексте западной кинематографии, на её опыте и условиях. <...> Однако нельзя не учитывать и того, что с 1908 по 1918 год, всего за десять лет, новая отрасль производства создала инфраструктуру <...>
«Становление_выразительности_в_российском_дозвуковом_кинематографе»,_монография_(1).pdf
ББК 85.37
УДК 778.501+778.с/р(09) «1896-1917»
З 177
+778.5с/р(09) «1918-1929»
+778.5.01(014)
Рецензенты:
доктор искусствоведения, профессор Н.И. Утилова
доктор искусствоведения, доцент В.В. Виноградов
Зайцева Л.А. Становление выразительности в российском дозвуковом
кинематографе: монография/ Л.А.Зайцева. — М.: ВГИК, 2013. —
311 с.
В книге дается общая характеристика кинопроцесса от момента рождения российского
кино до прихода звука: от киносеанса, кинотеатра и кинорынка к появлению собственного
производства, рождению критики; от первых хроник и игровых — к масштабным проектам.
Представлены художественно-стилевые направления поисков тех лет. На примере
творчества режиссеров-новаторов, их фильмов и теоретических работ показано, как рождался
киноязык экранной авторской речи.
Книга предназначена для студентов гуманитарных факультетов, для всех, кто интересуется
вопросами истории и теории киноискусства.
ISBN 978-5-87149-140-9
© Зайцева Л.А., 2013,
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова (ВГИК)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ............................... 3
Введение ................................................. 3
Появление кино в России .................................... 5
Продвижение фильма к зрителю .............................. 7
Киносеанс ................................................ 9
Кинотеатр ............................................... 11
Кинорынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
НАЧАЛО ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ ............... 13
Зарубежные представительства .............................. 14
«Первое синематографическое ателье А. Дранкова» ............ 18
«Торговый Дом Ханжонкова» ............................... 23
«Глория» — «Т/Д Тиман и Рейнгардт» ........................ 28
СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО ................... 33
Основные жанровые группы ................................ 33
Зарождение критики ....................................... 36
Слагаемые специфики кинозрелища ......................... 38
От кинозрелища к искусству ................................ 41
ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КИНО .......................... 46
Кинопроизводство в условиях войны ......................... 48
Становление профессиональных кадров ...................... 54
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ ....... 55
Литературно-психологическое направление ................... 56
Изобразительно-живописное направление .................... 61
Разработка театральных традиций ........................... 66
Освоение специфики кино .................................. 67
Критика и кинопроцесс .................................... 75
Кино в период февральской революции ....................... 79
Часть II. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ЭКРАНА .......................... 83
Введение ................................................ 83
В поисках диалога со зрителем .............................. 85
Модель будущего фильма .................................. 96
На путях компромисса .................................... 101
ОБНОВЛЕНИЕ КИНОЭКРАНА .............................. 108
Ниспровержение основ старого кино ........................ 109
309
Стр.309
Проблемы зрительского соучастия .......................... 112
Построение экранного действия ............................ 113
Принципы изобразительности ............................. 117
Композиция кадра ........................................ 118
Актёр в кадре ............................................ 119
Обновление монтажной системы ........................... 121
Расшифровка видимого мира .............................. 122
Принципы монтажного построения ......................... 123
Изобразительно-монтажный образ .......................... 125
Часть III. РУССКИЙ КИНОАВАНГАРД ........................ 127
Пространство творческих поисков .......................... 127
Искусство контекста ...................................... 131
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДИМОЙ ЖИЗНИ ......................... 133
Дзига Вертов ............................................ 133
Эсфирь Шуб ............................................ 143
Сергей Эйзенштейн ...................................... 155
ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ ........................ 176
Лев Кулешов ............................................ 177
Всеволод Пудовкин ...................................... 194
Александр Довженко ..................................... 213
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг ...................... 227
Фридрих Эрмлер ......................................... 243
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОСТИ .................. 254
Борис Барнет ............................................ 255
Абрам Роом ............................................. 273
Яков Протазанов ......................................... 290
З А К Л Ю Ч Е Н И Е ........................................ 307
ОГЛАВЛЕНИЕ ............................................. 309
Стр.310