В книге рассмотрены проблемы композиционного мышления, его зависимость от социальных процессов и индивидуальнопсихологических особенностей личности, связь с художественным воображением и фантазией, коммуникативная сущность изобразительного творчества, обусловливающая организацию композиции живописного произведения. <...> Композиционные средства и смысловые элементы картины . <...> Конструктивная структура художественно-композиционного диалога и ее инвариантных фрагментов . <...> Композиционное мышление как особый вид художественного мышления . <...> Отношение континуально-ассоциативного и дискретнооперационального уровней мышления . <...> Внутренний композиционный образ в структуре продуктивного мышления личности . <...> Фантазийные конструкты и их проявление в структуре живописного произведения . <...> Проявление инвариантного паттерна-конструкта в композиционной структуре художественного произведения. <...> Отражение мыслительного алгоритма в структуре художественного произведения. <...> Дистотивность и проективность в композиционном мышлении . <...> В работе описано, как художественно-композиционное мышление координируется двумя тесно взаимосвязанными процессами: построением и структурированием пространства мыслительного поля и организацией мыслительного маршрута в этом поле. <...> Сравнительный обзор становления композиционных категорий призван показать относительность большинства законов композиции, их зависимость от мировоззрения и вкусов, господствующих в отдельные исторические периоды, показать, каким образом композиционные построения в живописи подчинены художественной модели мира принятой обществом в данный момент. <...> Третья глава посвящена особенностям организации пространства композиционного мыслительного поля и алгоритма его изменения под воздействием новой информации. <...> Проблема закономерного возникновения фантазийных конструктов — тема четвертой главы. <...> Проанализировано, как проявляются фантазийные <...>
«Алгоритмы_композиционного_мышления_в_станковой_живописи».pdf
УДК 75.01
ББК 85.14
С245
Рецензенты:
М.Ф. Киселёв; доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент РАХ
В.В. Бабияк, доктор искусствоведения, профессор
Свешников А.В.
С245 Алгоритмы композиционного мышления в станковой
живописи. — М.: ВГИК, 2012. —352 с.: ил.
В книге рассмотрены проблемы композиционного мышления,
его зависимость от социальных процессов и индивидуальнопсихологических
особенностей личности, связь с художественным
воображением и фантазией, коммуникативная сущность изобразительного
творчества, обусловливающая организацию композиции
живописного произведения. Проанализирована психологическая
основа построения целостной формы. Показано, что результатом
такого мышления является художественное миропонимание и мироощущение,
— представление не об отдельных фактах, а о мире в
целом, об образе Мира.
Книга рассчитана на искусствоведов, студентов высших учебных
заведений и широкий круг специалистов интересующихся психологией
искусства и теорией композиции.
Иллюстративный материал использован в учебных целях.
УДК 75.01
ББК 85.14
© Свешников А.В.
© Всероссийский государственный университет
кинематографии имени С.А. Герасимова , 2012
ISBN 978-5-87149-130-0
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................... ... 5
Глава 1. Исторический обзор становления основных
композиционных категорий ............................................... 9
§ 1. Особенности композиционных
представлений Средневековья ...................................15
§ 2. Становление композиционной теории ...........................32
Глава 2. Особенности художественно-композиционной формы ..........64
§ 1. Композиционная форма как художественный диалог ...........64
§ 2. Композиционные средства и смысловые элементы картины ...75
§ 3. Художественные средства как символы чувств ..................83
§ 4. Психологическая природа «паттернов» ..........................85
§ 5. Инвариантность первичного композиционного элемента ......90
§ 6. «Маршруты» построения и восприятия композиции ............95
§ 7. Конструктивная структура художественно-композиционного
диалога и ее инвариантных фрагментов ....................... 102
Глава 3. Композиционное мышление как особый вид
художественного мышления ........................................... 117
§ 1. Композиционное мышление и психологические категории ... 117
§2. Логически осознанное и интуитивно-бессознательное —
две стороны композиционного мышления ..................... 119
§ 3. Отношение континуально-ассоциативного и дискретнооперационального
уровней мышления ........................ 134
§ 4. Продуктивный (предметно-направленный) характер
личностного мыслительного уровня ........................... 148
§ 5. Внутренний композиционный образ в структуре
продуктивного мышления личности ........................... 155
§ 6. Форма организации личностного композиционного образа . . 159
§ 7. Форма организации композиционного мышления ............ 170
§ 8. Неконструктивная организация мыслительного поля ........ 181
3
Стр.3
Глава 4. Фантазийные конструкты и их проявление в структуре
живописного произведения ............................................. 185
§ 1. Возникновение фантастических образов как непременное
условие организации целостности ............................. 185
§ 2. Проявление инвариантного паттерна-конструкта
в композиционной структуре художественного произведения.
Композит ........................................................ 196
§3. Отражение мыслительного алгоритма в структуре
художественного произведения. Гештальт .................... 208
§ 4. Особенности текста живописного реалистического
произведения. Подобие и образ ................................ 223
§ 5. Особенности текста живописного произведения.
Символ и аллегория ............................................ 237
§ 6. Открытие нового образа ....................................... 256
Глава 5. Индивидуально-психологические особенности
художественно-композиционного мышления .......................... 272
§ 1. Терминальная и инструментальная ориентация —
два основных фактора, определяющих мотивы и структуру
композиционного мышления .................................. 272
§ 2. Дистотивность и проективность в композиционном
мышлении ...................................................... 275
§ 3. Дробность и стереотипия композиционного мышления ...... 283
§ 4. Индивидуально-психологические группы
композиционного мышления .................................. 286
§ 5. Уровни композиционного мышления и индивидуальнопсихологические
группы ....................................... 292
§ 6. Личностные особенности композиционного мышления ...... 296
Заключение ............................................................ 306
Примечания ............................................................ 310
Список литературы .................................................... 329
Стр.4