ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1466)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1-2’2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Т.Л. Клячко,
Е.А. Семионова,
Г.С. Токарева
Доступность качественного
дошкольного образования
в России
Е.Б. Куркин
Застой в идеологии
образования
7
Мониторинг региональных систем общего образования. Анализ
доступности дошкольного образования и качества условий его
предоставления в различных регионах России.
14
Развитие и климат в образовании, способы управления и идеология. Упорядоченность
и нацеленность содержания на сохранение достигнутого,
не учитывающего изменений, происходящих в окружающих средах.
Условия, способствующие появлению новых идей, обеспечивающих их
поддержку для развития образования. Обновление идеологии и внедрение
инноваций, идеологическое сопровождение инновационных процессов.
А.И. Любжин
Солнце Гомера: классическая
гимназия в современной России
А.Б. Вифлеемский
Должна ли школа выполнять
задачи полиции?
К.А. Алейникова
Каролина Пратт —
последователь Джона Дьюи:
из истории американской
педагогики
23
Возможные роль и место классического образования в системе среднего
образования. Воспитательные инструменты этого типа учебного
заведения в современном контексте.
31
Школа и следственные органы. Случай предписаний администрации
школы по профилактике уголовных дел. Формулировки правоохранительных
органов в отношении руководителя образовательной организации.
Обжалование представлений следователя.
41
Вклад Каролины Луизы Пратт — американской мыслительницы
и педагога — в развитие идей прогрессивной педагогики и демократии
в образовании. Практика работы экспериментального образовательного
учреждения для детей дошкольного и школьного возраста.
Самоуправляемое детское сообщество.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
А.А. Фролов,
Е.Ю. Илалтдинова,
С.И. Аксёнов
О новом издании трудов
А.С. Макаренко
2
47
Издание трудов А.С. Макаренко в 9 томах. Краткая характеристика издания
и подходов к формированию содержания. Перспективы развития
изданий о деятельности и творчестве великого педагога.
Народное образование 1-2’2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.Н. Жуковицкая
Экономические и правовые
аспекты сетевого
взаимодействия
55
Проблемы организации сетевого взаимодействия образовательных организаций
в контексте ресурсного подхода. Выбор стратегии развития сети
(сетевых моделей) и качество имеющихся ресурсов. Перераспределение
ресурсных потоков, организация их целенаправленного поступления, эффективность
использования. Задача мотивации участников сетевого взаимодействия
в решении совместных задач. Различные виды ресурсов,
прежде всего экономических и правовых, как главное условие строительства
сетевых взаимодействий при планировании изменений в сети, реализации
сетевых моделей и оценке эффективности их деятельности.
Е.Л. Аршинская
Как помочь ученику
продуктивно использовать
время?
В.Ф. Габдулхаков
Одар¸нный школьник
и современный учитель:
технологии и модели
взаимодействия
64
Управление временем — важный навык современного человека.
Обучение учащихся планированию времени. Группы школьников,
испытывающих различные трудности в планировании времени. Помощь
в формировании навыка.
71
Реальная работа с одарёнными детьми — это не работа в летних или
зимних лагерях, не организация олимпиад или конкурсов. Стереотипы
в этой работе — высокие показатели. На самом деле эта работа требует
не показателей, а других технологий и моделей взаимодействия учителя
и ученика. Эта работа требует изменения стереотипов взаимодействия
учителя и ученика.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.А. Мурашов
Общение с классом
77
Мастерство общения учителя и класса. Нюансы учительской речи, способные
изменить картину урока и отношение к нему педагога. Психологический
стержень коммуникации. Педагогические «не», учёт которых будет
способствовать утверждению учителя как коммуникативного лидера.
Е.В. Сафонова
Образовательный квест:
смысл, содержание,
технологические при¸мы
Н.В. Новожилова
Финансовая грамотность
школьников
83
Описание квеста как активно разрабатываемой педагогической
технологии. Характеристики квест-игры — высокая личностная
включённость в обучение, быстрый доступ к информации и продуктивное
партнёрское взаимодействие.
88
Вопросы повышения финансовой грамотности разных целевых групп
населения, в том чисел школьников. Специфика повышения финансовой
грамотности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
3
Народное образование 1-2’2018
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
А.В. Леонтович
Научно-практическое
образование: теоретикоприкладные
аспекты
Д.Е. Шевелева
Интеграция и реабилитация детей
с особыми образовательными
потребностями в массовой школе
97
Научно-практическое образование как старт-ап в области развития инновационного
содержания образования, основанного на исследовательской
и проектной деятельности учащихся. Профессиональная и общественная
координация программ развития исследовательской деятельности
на региональном и межрегиональном уровнях.
106
Образовательная интеграция и реабилитация детей с особыми
образовательными потребностями с позиции включения в социум
и адаптивности к социально-историческим условиям. Теоретические
положения учёных разных стран об организации совместного обучения
и образцы практической работы для реализации инклюзивного
образования.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
В.П. Созонов
Экзистенциальный подход
или потребности?
Д.В. Оксузьян
Воспитательный марафон
«Покровские встречи»
С.М. Платонова
Педагогика заботы,
или Чем опасен эгоизм
113
Воспитание на потребностях. Авторская интерпретация воспитания.
Структура потребностей и признаки свободного молодого человека.
Развитие чувственной сферы воспитанника.
122
Поиск форм духовно-нравственного и патриотического воспитания
подрастающего поколения. Практика гимназии № 3 города Инты
(Республика Коми). События марафона «Покровские встречи».
126
Основные причины, по которым в современном обществе воспитываются
дети с преобладанием потребительско-эгоистических установок. Основания
ложных установок в воспитании. Условия для принятия идей рационально-научной
парадигмы, потребительской модели поведения, для негативного
восприятия исторического прошлого страны и серьёзных препятствий
в гражданском и нравственном воспитании детей. Педагогика общей
заботы И.П. Иванова как средство гуманизации воспитания и школы,
основанное на традициях отечественной педагогики.
Е.А. Ямбург
Пермь — Челябинск —
Улан-Удэ — далее везде?
Об эскалации насилия в школах
Д.В. Григорьев
Детский образовательный
агропарк
136
Ситуации насилия в школах как мировая тенденция. Причины поведения
подростков. Формирование ценностей и отношения к происходящему
в обществе. Обучение разных детей вместе.
140
Проектирование образования на селе. Модель детского образовательного
агропарка как эффективный механизм образования и развития экономики
страны. Включение взрослых и детей в реальные производственные
отношения.
4
Народное образование 1-2’2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
А.В. Хуторской
Педагогический потенциал
истории. От Руси к России
М.М. Поташник
Кто в Чекане не бывал —
тот России не видал
143
Список почти 150 выдающихся педагогов — от Древней Руси
до современной России. Годы жизни, основные достижения.
170
О жизни и деятельности представителя директорского корпуса села.
Аграрная школа — обучение жизни на селе. Управленческие находки
и решения, которые могут быть полезны начинающим и опытным
директорам школ.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
Социализация личности
во Всемирной паутине
185
Пользователь в цифровом мире. Рекомендации по формированию,
мониторингу и управлению сетевой репутацией. Профилактики
катфишинга.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 16.03.2018. Формат 84×108 1/16. Тираж 1000 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12.25. Усл.-печ. л. 20,58. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.6