ББК 63.3(0)6я73 Учебное издание ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Учебно-методическое пособие Автор-составитель РОДОВИЧ Юрий Владиславович Корректура – И. Ю. Минаева. <...> Основной круг рассматриваемых вопросов касается ВерсальскоВашингтонской системы международных отношений, ее развития, кризиса и краха. <...> Необходимо также глубокое осмысление проблем, связанных с эпохой «холодной войны», формированием и распадом ЯлтинскоПотсдамского мирового порядка. <...> 3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. <...> Проблема германских репараций в начале 1920-х гг. и франко-бельгийская оккупация Рура. <...> Роль Версальско-Вашингтонской системы в развитии международных отношений в ХХ в. <...> Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. <...> Протопопов, А.С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2005): Учеб. для студентов вузов / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко, Н. С. Елманова; Под ред. <...> Системная история международных отношений в 2 томах / Под ред. <...> Методические рекомендации При изучении темы следует ознакомиться с материалами учебников, а затем приступить к изучению источников и дополнительной литературы. <...> 4 Рассматривая вопрос о Парижской мирной конференции, необходимо обратить внимание на противоречия между странами-участницами, прежде всего США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, по проблемам территориальных уступок Германии и ее союзников соседним государствам, репараций, ограничении вооружений побежденных стран, а также по вопросу об учреждении Лиги Наций, по проблеме германских колоний и территорий, ранее входивших в состав Османской империи, по «русскому» вопросу. <...> По первому вопросу семинара целесообразно провести учебную ролевую игру. <...> Студенты должны сыграть роли лидеров «Совета четырех», отстаивая, опираясь на документы, позиции своих государств на конференции. <...>
История_международных_отношений_в_Новейшее_время.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
Кафедра истории и археологии
ИСТОРИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2017
Стр.1
ББК 63.3(0)6я73
И90
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор В. И. Скрябин
(Тульский институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России);
кандидат политических наук, доцент И. А. Червяков
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
История международных отношений в Новейшее время: Учеб.И90
метод.
пособие / Авт.-сост. Ю. В. Родович.– Тула: Изд-во Тул. гос.
пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2016.– 32 с.
ISBN 978-5-9500201-2-4
Предлагаемая публикация содержит планы семинарских занятий, методические
рекомендации к ним, задания для самостоятельной работы студентов,
тестовые задания для самопроверки.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся на факультете
истории и права по направлению подготовки 460301 «История» (профиль
«История международных отношений»).
ББК 63.3(0)6я73
Учебное издание
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Учебно-методическое пособие
Автор-составитель
РОДОВИЧ Юрий Владиславович
Корректура – И. Ю. Минаева.
Подготовка оригинал-макета – Е. В. Соломатина.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 15.04.2017. Формат 60×90/16.
Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. Печ. л. 2,0.
Тираж 50 экз. Заказ 17/009. «С» 1718.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-9500201-2-4
2
© Автор-составитель Ю. В. Родович, 2017
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по истории международных отношений
в Новейшее время для студентов факультета истории и права, обучающихся
по направлению подготовки «История» (профиль «История
международных отношений»), составлено с учетом требований ГОС ВО.
В итоге изучения дисциплины студенты должны усвоить основные этапы
развития международных отношений и внешней политики зарубежных
стран в XX веке; уметь определять факторы, влияющие на смену стратегических
внешнеполитических установок стран Запада и России в XX веке;
владеть навыками использования знаний по истории международных отношений
для анализа факторов смены стратегических внешнеполитических
установок в своей профессиональной деятельности. Они должны свободно
оперировать основными понятиями и терминами, анализировать документальные
материалы, уметь работать с исторической и политической
картой, самостоятельно находить нужные источники информации.
Основной круг рассматриваемых вопросов касается ВерсальскоВашингтонской
системы международных отношений, ее развития, кризиса
и краха.
Внимательного рассмотрения требуют события политической и дипломатической
истории Второй мировой войны 1939–1945 гг., тем более
что на Западе предпринимаются попытки фальсифицировать ее, переформатировать
сознание миллионов людей.
Необходимо также глубокое осмысление проблем, связанных с эпохой
«холодной войны», формированием и распадом ЯлтинскоПотсдамского
мирового порядка.
В данной публикации студентам предлагаются планы семинарских
занятий со списками источников и литературы, методические рекомендации
по их изучению, а также индивидуальные и групповые задания для
самостоятельной работы по предмету, тестовые задания для самопроверки.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 4
Тема 1. Формирование Версальско-Вашингтонской системы
международных отношений ............................................................................ 4
Тема 2. Международные отношения в 1924–1929 гг.. ................................... 6
Тема 3. Кризис и крах Версальско-Вашингтонской системы
(1929–1939 гг.).................................................................................................. 9
Тема 4. Международные отношения в 1939–1945 гг.:
война и дипломатия ....................................................................................... 15
Тема 5. Международные отношения в 1945–1955 гг. .................................. 17
Тема 6. Международные отношения в 1956–1962 гг. ................................. 20
Тема 7. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Общеевропейский процесс ............................................................................ 24
Тема 8. Системное начало и полярность в международных отношениях
ХХ века. Итоговое занятие (защита учебных проектов) ............................. 26
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........... 28
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ....................................... 29
32
Стр.32