ЯЗЫКОВ, Николай Михайлович [4(16).III.1803, Симбирская губ. -- 26.XII.1846 (7.I.1847), Москва)
-- поэт. Родился в богатой помещичьей семье. Состояние, оставленное отцом, позволило ему получить
хорошее образование и вести независимый образ жизни. Сначала Я. учился в Петербурге в Горном
кадетском корпусе (1814--1819), а затем в Институте инженеров путей сообщения (до 1820 г.). Курса в
обоих учебных заведениях не окончил и осенью 1822 г. уехал в Дерпт, где поступил в университет на
философский факультет и провел семь лет, но экзамена за университет не сдавал и покинул его
"свободно-бездипломным".
Еще до Дерпта Я. почувствовал свое призвание поэта. Завязавшиеся в последний год пребывания в
Петербурге театральные и литературные знакомства в Дерпте не теряются, а упрочиваются. Я. знакомится
с А. Ф. Воейковым, через него с Жуковским, во время наездов в Петербург -- с Дельвигом, К. Ф.
Рылеевым, а в 1826 г.-- с А. С. Пушкиным. Он устанавливает связи с журналами, и его печатают
"Славянин", "Новости литературы", "Сын отечества", "Благонамеренный", "Невский альманах",
"Соревнователь" и др. издания. Среди студенческой молодежи он находит понимающую его аудиторию,
которой свойственны оппозиционные настроения. В Дерпте Я. много читает и тем пополняет свое
образование. Он приобретает широкие и глубокие познания в мировой и русской истории, в совершенстве
овладевает немецким языком, и ему открывается немецкая литература предромантизма и романтизма, он
успешно изучает латинский и греческий языки, его интересуют статистика, государственное право,
политэкономия. Рядом с именами Байрона, Шиллера, Тика стоят для него имена Н. М. Карамзина, И. А.
Крылова, А. С. Грибоедова. На этом фоне формируется вольнолюбие Я., его несомненная общественная
оппозиционность, которая сближает поэта с декабристами. Однако в отличие от декабристов у Я. не было
каких-либо прочных и продуманных политических убеждений. Они носили скорее чисто эмоциональный
характер и выражались в протесте против самодержавного произвола, аракчеевщины, всяких форм
угнетения, сковывавших духовную свободу. Отсюда и пафос языковской поэзии -- "стремление к
душевному простору", как определил его И. В. Киреевский ("О стихотворениях г. Языкова" // Телескоп.-1834.--
Ч. 19.-- No 3, 4).
Поэтическое дарование Я. исключительно лирическое. Хотя он писал поэмы ("Сержант Сурмин",
1829; опубл. в 1845 г.; "Липы", 1846; опубл. в 1859 г.), сказки ("Сказка о пастухе и диком вепре", 1835),
драматические произведения ("Жар-птица. Драматическая сказка", 1836--1838; опубл. в 1857 г.; "Встреча
Нового года", 1840; "Странный случай", 1841), однако не достиг в них заметных успехов.
В творчестве Я. отчетливо выделяются два периода: 20 -- нач. 30 гг. (примерно до 1833 г.) и вторая
половина 30 гг. (с 1834 г.) -- 1846 г.
Лучшие произведения Я. в большинстве своем созданы в нач. 20 -- сер. 30 гг. Как и другие поэты
пушкинской поры, Я. сформировался в преддверии восстания декабристов, в период подъема
общественного движения. Это наложило отпечаток на всю его лирику. Радостное чувство свободы,
охватившее современников поэта и его самого, непосредственно повлияло на строй чувств Я.
Находившийся в начале 20 гг. в Дерпте, Я. внимательно следил за умонастроением общества. В
литературе в это время спор классиков с романтиками явно клонится к победе новых форм над старыми.
Уже вышли первые романтические поэмы Пушкина, уже романтизм торжествовал в жанрах элегии и
баллады. Постепенно началось размежевание внутри романтизма. Юный Я- воспринял романтизм как
свободу личных чувств и свободу от правил классицизма. Ему не чужды гражданские симпатии, но
главное -- простор души, простор чувств и мыслей, ощущение абсолютной раскованности.
Опору своим чувствам он находит в древности, в русской истории, осмысляя свои личные порывы,
с одной стороны, как присущие поэту, а с другой -- русскому душой. Так возникают стихотворения,
написанные в жанре песен, пропетых баянами или бардами и воскрешающих вдохновенных певцов за
свободу. Эти жанры отчасти напоминали думы Рылеева с их пламенными призывами к свободе, образами
борцов против тирании, высокими патриотическими чувствами и громкими, одическими словами.
Так, в "Песне барда во время владычества татар в России" Я. начинает лирическую речь
взволнованным вопросом и увенчивает горьким восклицанием. Однако обращение к тягостным временам
рабства не вносит оттенков отчаяния. Напротив, речь Я. полна патриотического витийства, бодрости.
Картина порабощения непосредственно должна была напомнить читателю о современном рабстве, о
самодержавной тирании и возбудить его к подвигу. Вся обстановка выдержана в духе песен Оссиана, а
герои предстают мужественными воинами.
В этих песнях не нужно искать исторической верности -- суть не в ней. Я., опираясь на традицию,
создает высокий жанр и пользуется целой системой поэтических средств, чтобы взволновать читателя
живым современным содержанием. Отсюда характерные для гражданской поэзии слова-сигналы
("вольность", "сыны снегов", "слава", "цепи", "меч", "тиранство", "раб"), риторические вопросы и
восклицания. Все это придает речи торжественный, ораторский характер. Но это уже не прежняя холоднориторическая
торжественность оды. Она достигается не усложненностью и затрудненностью стиля, не
нарочитой архаизированностью языка, а иными средствами -- звуковыми (аллитерациями) и стиховыми
Стр.1