Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Кафедра истории, теории музыки и композиции
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ
ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ
Сборник научно-методических статей
Выпуск 5
Челябинск 2016
Стр.1
УДК 781(075.8)
ББК Щ310.5
С56
Современные проблемы преподавания музыкальнотеоретических
дисциплин в системе школа – колледж – вуз: сб.
науч.-метод. ст. / сост. Л.А. Иванова. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2016.
– Вып. 5. – 103 с.
ISBN 978-5-94934-064-6
Редактор и составитель:
Л.А. Иванова, преподаватель кафедры истории, теории музыки и
композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Редакционная коллегия:
Н.В. Растворова, кандидат искусствоведения, доцент, проректор
по научной работе и международному сотрудничеству ЮжноУральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат педагогических наук
М.Ю. Краснопольская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
этнокультурного образования ЧГИК
Е.Б. Ищенко, преподаватель кафедры истории, теории музыки и
композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского
ISBN 978-5-94934-064-6
© ГБОУ ВО «Южно-Уральский
государственный институт
искусств им. П.И. Чайковского»
2
Стр.2
От составителя
Стремительные изменения, происходящие сегодня в российском
образовании, стали импульсом для его модернизации и перехода к инновационному
развитию. Становление образовательной парадигмы ориентировано
на репродуктивный характер, то есть на трансляцию профессиональных
знаний, умений и навыков от преподавателя к ученику. Необходимыми
для успешной трудовой деятельности в современных условиях
социокультурными характеристиками и личностнопсихологическими
свойствами исследователи считают способность к
творчеству, потенциальные возможности всестороннего развития, общую
культуру, навыки самоорганизации и мотивацию.
Не случайно в концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года подчеркнута необходимость его ориентации не
только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, формирование
духовности и культуры, но и на развитие личности. Главная цель
образования, музыкального в том числе, – стимулировать познавательную
деятельность обучающегося, уводя его от стандартов мышления.
Обществу сегодня необходим человек, способный решать проблемы
творчески. Главная целевая установка образования в современных условиях
– формирование качественно нового субъекта педагогической деятельности,
обладающего исследовательским подходом к профессиональной
деятельности, владеющего новыми технологиями труда, видением
проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого,
гуманитарного и методологического знания. В связи с этим значительно
повышается роль педагога. Труд преподавателя – это особенный
подвижнический труд. И хотя эти слова кому-то могут показаться
банальными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда преподаватель
заходит в класс, он совершает маленькое чудо, так как ему предстоит
вдохновить ученика к познанию. Ему приходится творить, дерзать,
совершать открытия, учить и учиться у своих учеников, гореть самому
и помогать зажигать новые звезды. В преподавании, как в сказке о
поисках счастья: важна не только цель, но и сам путь.
XXI век задает высокую планку музыкальному образованию. Короткие
сроки, большие объемы информации и жесткие требования к
знаниям и умениям учащихся – вот современные условия образователь3
Стр.3
ного процесса. Многие запросы невозможно удовлетворить, основываясь
на традиционных методах и средствах педагогических технологий.
Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся
на прогрессивные информационные технологии и, в частности,
на мультимедиа. Требуется грамотно использовать сочетание различных
видов информации в ходе учебного процесса.
Современная музыкальная наука уделяет большое внимание изучению
содержания музыки и приемов его воплощения. Однако, несмотря
на фундаментальные исследования этих проблем, они продолжают
оставаться актуальными, привлекая внимание музыковедов возможностью
углубленного постижения их различных граней.
Перед вами – пятый выпуск сборника «Современные проблемы
преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “школа –
колледж – вуз”», ставшего «дискуссионной площадкой» для обсуждения
ключевых вопросов музыкальной педагогики. Тематика сборника
отличается разнообразием и актуальностью. В него вошли статьи, освещающие
проблемы методологии, теории и практики музыкального образования.
Подобный тематический спектр отражает приоритеты молодого
поколения музыковедов и, вместе с тем, демонстрирует преемственность
тенденций, определяющих основные направления исследовательской
и научно-методической
деятельности преподавателей Уральского
региона.
В статье Растворовой Н.В. «Гармония Грига как характерное явление
звуковысотной организации композиторов-романтиков» внимание
заострено на проявлении своеобразия гармонического языка норвежского
композитора, проявляющегося в синтезе национальной самобытности
и закономерностей мажоро-минорной системы романтиков.
В работе Ивановой О.Ю., Тельновой Н.А. «К проблеме изучения
свободных и смешанных форм романтиков» рассматриваются вопросы
процессуально-динамического понимания формы, классификации свободных
и смешанных форм по характеру их драматургического функционирования
в произведениях композиторов XIX столетия.
В исследовании Секретовой Л.А. «Звуковысотная организация современной
музыки в слуховом анализе» предпринята попытка обобщить
закономерности формирования навыков освоения звуковысотных и вре4
Стр.4
менных компонентов музыки XX–XXI веков в вузовском курсе сольфеджио.
В
Статье Ивановой О.Ю. «Игровые метроритмические приемы в
музыке Моцарта (на примере инструментальных сочинений)» определяется
роль игровой логики мышления В.А. Моцарта, ставшей способом
творческого самовыражения художника.
В работе Музюкиной Е.И. актуализируется тема разработки методов
преодоления трудностей при чтении с листа на уроках сольфеджио,
основанных на психофизических особенностях музыканта.
В статье Ивановой Т.П. «Взаимосвязь ритмики с предметами музыкально-теоретического
цикла – основной принцип построения курса в
детской музыкальной школе» определяется статус предмета «Ритмика»,
его направленность на формирование гармонично развитой личности,
способной к самостоятельному восприятию и выражению музыкальнохудожественных
образов посредством движения.
Статья Шевченко Е.В. «Творчество как один из важнейших компонентов
работы на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах и
школах искусств» посвящена вопросу совершенствования музыкального
образования, связанного с необходимостью целенаправленного воспитания
и развития творческого потенциала детей в процессе обучения в
ДМШ и ДШИ.
В работе Пугачевой М.А. «О претворении идей музыкотерапии в
процессе творческого развития детей» выявляются механизмы позитивного
использования компьютерных технологий для эффективного развития
творческого мышления учащихся.
Статья Воробьевой О.А. «Полистилистика в творчестве Альфреда
Шнитке на примере Concerto grosso №1» направлена на осмысление
идейно-образного содержания произведения, выявление особенностей
художественного замысла композитора и жанрово-стилевой модели сочинения.
В
работе Мериновой Т.А., Ивановой Л.А. «Роль хора в драматургии
русской исторической оперы I половины XIX века» на основе историко-типологического
подхода к феномену жанра авторы определяют
значение хоровых сцен в драматургической структуре опер.
5
Стр.5
Очерк Ивановой Л.А. «Л.В. Разумкова: штрихи к портрету» посвящена
профессиональной судьбе одного из ведущих преподавателей
ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского.
Данный сборник имеет широкую практическую направленность.
Его материалы могут быть использованы в педагогической практике
ДМШ, ДШИ, музыкального колледжа (например, в курсах «Элементарная
теория музыки», «Сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений»,
«Музыкальная литература»), а также могут быть востребованы в
вузовских курсах истории музыки, гармонии, сольфеджио.
Л.А. Иванова, преподаватель ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
6
Стр.6