Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Т. Н. Гурьянова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЭТИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Учебно-методическое пособие Казань Издательство КНИТУ 2016 1 УДК 378; 364.3 (075.8) ББК 88.5я7 Гурьянова Т. Н. <...> Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального работника : учебно-методическое пособие / Т. Н. Гурьянова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. <...> ISBN 978-5-7882-1904-2 Рассмотрена профессиональная деятельность специалистов социальной сферы с позиций компетентностного подхода. <...> Поэтому, учитывая специфику социальной работы, одним из важнейших компонентов профессионализма в деятельности социального работника является социально-психологическая компетентность, которая предполагает умение ориентироваться в социальных условиях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. <...> Принадлежность к профессии, от которой в определенных условиях может зависеть судьба клиента, несомненно, предъявляет повышенные требования и к личности самого специалиста. <...> Вследствие этого учебная дисциплина «Социальнопсихологическая компетенция и этика психосоциального работника» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста социальной сферы, одним из оснований для его последующего личного и профессионального роста и совершенствования. <...> Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального работника» являются: а) формирование представлений о профессиональной деятельности специалистов социальной работы с позиций компетентностного подхода; б) определение <...>
Социально-психологическая_компетенция_и_этика_психо-социального_работника__учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 378; 364.3 (075.8)
ББК 88.5я7
Гурьянова Т. Н.
Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального
работника : учебно-методическое пособие / Т. Н. Гурьянова;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. –
Казань : Изд-во КНИТУ, 2016. – 180 с.
ISBN 978-5-7882-1904-2
Рассмотрена профессиональная деятельность специалистов
социальной сферы с позиций компетентностного подхода. Определено
содержание их профессиональной компетентности и входящих в нее
общепрофессиональных и специальных компетенций (в том числе и
социально-психологической), которые определяют успешность
деятельности социальных работников. Раскрыты как теоретические,
так и практические аспекты деятельности психосоциального
работника с точки зрения профессиональной этики и морали.
Изложены тематика и краткое содержание лекций по курсу
«Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального
работника», планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения,
даны темы рефератов, вопросы для подготовки к экзаменам, тесты и
список литературы.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (квалификация «Бакалавр»).
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты: д-р ист. наук, проф. С. Ю. Малышева
д-р пед. наук, проф. И. И. Галимзянова
ISBN 978-5-7882-1904-2 © Гурьянова Т. Н., 2016
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 3
I. Учебная дисциплина «Психосоциальная компетенция и этика
психосоциального работника» .................................................................. 5
1.1. Цели освоения дисциплины .......................................................... 5
1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ................................. 5
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины .................................................................... 6
1.4. Структура дисциплины .................................................................. 7
II. Содержание учебной дисциплины ....................................................... 8
2.1. Темы лекций ................................................................................... 8
2.2. Вопросы для подготовки к семинарам ....................................... 12
2.3. Краткое содержание лекционного курса .................................... 23
2.4. Самостоятельная работа студентов .......................................... 106
2.4.1. Время для самостоятельной работы студентов ............... 106
2.4.2. Темы курсовых работ и рефератов ................................... 106
2.4.3. Перечень вопросов текущего контроля ……………….. 107
2.4.4. Вопросы для подготовки к экзаменам .............................. 109
III. Информационно-методическое обеспечение дисциплины .......... 111
3.1. Основная литература .................................................................. 111
3.2. Дополнительная литература ...................................................... 113
Приложения ............................................................................................ 116
178
Стр.178