Энгельса, в ходе которого Штекли доказывает, что случайная или намеренная неточность, допущенная переводчиками из Института марксизма-ленинизма, меняла оценку Томаса Мюнцера, а вместе с ней официальную периодизацию истории социализма16. <...> Стоит ли пояснять, что на размолвку с партийными инстанциями мог решиться не каждый историк. <...> Метод Штекли, возводящий слово в предмет исследования, непрост для повторения. <...> Он требует солидной языковой и исторической подготовки, усердия и уважения к своему ремеслу, что дано не всем, но его можно взять за высокий пример профессиональной текстологии, к которому стоит стремиться. <...> И, конечно же, творчество Волгина, Поршнева, Кучеренко, Штекли наводит на размышления о роли личности историка в постижении истории, быть может, недооцененной. <...> А.А. Горохов, кандидат политических наук, ассистент кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: studes@yandex.ru Народный обычай и юридический закон в текстах русских консерваторов XIX в. <...> Хомяков, К.Н. Леонтьев и Л.А. Тихомиров) Русские консервативные мыслители XIX в. в своих работах анализировали широкий круг политических и правовых вопросов, в том числе и значение народного обычая и юридического закона в сфере регулирования общественно-политических отношений. <...> Например, славянофилы считали, что обычай есть результат исторического развития общества, закон — внешняя правда, а не результат творчества народной жизни. <...> При этом А.С. Хомяков (1804– 1860) не отрицал функции юридических законов по регулированию государственно-политических отношений: «Я знаю, как важна для общества нравственная чистота закона; я знаю, что в ней таится вся сила государства, все начала будущей жизни. <...> »17 Консервативный мыслитель К.Н. Леонтьев (1831–1891) придает еще большее значение юридическому закону, чем славянофилы. <...> Он считал, что «если [человек] не признает договора и внешней 16 Штекли А.Э. <...> …Когда станут точно так же вести <...>