По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его. <...> Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности. <...> В данном учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы организации сервисной деятельности, социальные пред3 посылки и исторические особенности ее развития в России, дается характеристика основных направлений сервисной деятельности и потребностей населения в услугах, рассмотрены особенности работы исполнителя услуг в контактной зоне, приведена классификация услуг. <...> Цель авторского коллектива: показать студентам сущность сервисной деятельности и научить использовать на практике сервисные технологии в области социально-культурного сервиса и туризма. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные виды потребностей и законы удовлетворения потребностей человека; сущность услуг, сервисных продуктов, сервисной деятельности, а также способы и средства оказания услуг, принципы организации процесса обслуживания; уметь: обеспечивать соответствующий уровень обслуживания на предприятиях сервиса; оценивать и определять наиболее перспективные направления сервисной деятельности, методы предоставления услуг и формы обслуживания клиентов; владеть: навыками реализации сервисных технологий и обеспечения процесса продажи и предоставления услуги; методами определения качества обслуживания различных групп потребителей и управления сервисной деятельности. <...> Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе <...>
Сервисная_деятельность_Учебное_пособие._Направление_подготовки_430301_–_Сервис._Профиль_«Социально-культурный_сервис»._Бакалавриат.pdf
УДК 338.46 (075.8)
ББК 65.9(2)290 я73
Ф 95
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. экон. наук, профессор Ж. В. Горностаева (Институт сферы
обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ),
д-р экон. наук, профессор Г. С. Шелкоплясова
Фурсов В. А., Лазарева Н. В., Калинин И. В., Кудряшов О. А.
Ф 95 Сервисная деятельность: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 148 с.
Пособие представляет курс лекций, в котором изложение
теоретических положений, выводы по теме и вопросы для самопроверки.
Материалы излагаются в логической последовательности,
способствующей более глубокому усвоению знаний. Раскрывается
целый ряд понятий и категорий сервисной деятельности: услуга,
потребность в услуге, обслуживание и т. д.
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению
подготовки – 43.03.01 Сервис.
УДК 338.46 (075.8)
ББК 65.9(2)290 я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Сфера сервиса представляет собой динамично развивающуюся
область общественных отношений и значительную отрасль современной
экономики. Мир услуг бесконечно разнообразен. Поэтому
естественен поиск общих положений, которые равно значимы для
разных направлений сервиса. Современный этап ведущих в экономическом
отношении стран характеризуется переходом от так
называемой «индустриальной экономики» к «сервисной», это связано
с повышением значительности сферы услуг, превращением ее
в движущую силу хозяйствования в развитых странах. Жизнедеятельность
современного человека основана на потреблении товаров
и услуг. Их создание, производство и распределение обеспечивают
удовлетворение потребностей людей и динамичное развитие экономики
страны.
По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в
национальный доход сервисные направления деятельности в развитых
странах не только вышли на уровень материального производства,
но и превзошли его. В настоящее время доля услуг в валовом
внутреннем продукте доходит до 75–80 %. Аналитики предсказывают,
что 80 % тех, кто планирует выйти на рынок труда сегодня,
будут работать в сфере обслуживания (сервиса).
В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности,
которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных
ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса
в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности
по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования
производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно
на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности.
Таким образом, в «сервисной» экономике главным фактором,
определяющим успех, является способность удовлетворить запросы
потребителя при условии предупредительного и профессионального
обслуживания. Форма удовлетворения потребностей человека
как раз и выступает сервисная деятельность.
В данном учебном пособии рассматриваются теоретические
вопросы организации сервисной деятельности, социальные пред3
Стр.3
посылки и исторические особенности ее развития в России, дается
характеристика основных направлений сервисной деятельности и
потребностей населения в услугах, рассмотрены особенности работы
исполнителя услуг в контактной зоне, приведена классификация
услуг.
Цель авторского коллектива: показать студентам сущность сервисной
деятельности и научить использовать на практике сервисные
технологии в области социально-культурного сервиса и туризма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: основные виды потребностей и законы удовлетворения
потребностей человека; сущность услуг, сервисных продуктов, сервисной
деятельности, а также способы и средства оказания услуг,
принципы организации процесса обслуживания;
уметь: обеспечивать соответствующий уровень обслуживания
на предприятиях сервиса; оценивать и определять наиболее перспективные
направления сервисной деятельности, методы предоставления
услуг и формы обслуживания клиентов;
владеть: навыками реализации сервисных технологий и обеспечения
процесса продажи и предоставления услуги; методами
определения качества обслуживания различных групп потребителей
и управления сервисной деятельности.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность «сферы услуг», «сервиса»
и «сервисной деятельности»........................................................................5
1.2. Основные подходы к осуществлению сервисной
деятельности....................................................................................................7
1.3. Сервисная деятельность как форма удовлетворения
потребностей человека.................................................................................8
1.4. Классификация видов сервисной деятельности....................11
2. УСЛУГА: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1. Сущность понятия «услуга»........................................................16
2.2. Классификация типов и видов услуг.........................................21
2.3. Общероссийские классификаторы услуг населению............31
2.4. Рынок услуг и его особенности..................................................34
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРВИСНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. История развития сервисной деятельности
и ее особенности на этапах развития цивилизации общества........38
3.2. Исторические особенности развития сервисной
деятельности в России................................................................................41
3.3. Роль сервисной деятельности в социально-экономической
жизни и социальные предпосылки ее развития..................................44
3.4. Социально-экономическая эффективность сервисной
деятельности.................................................................................................46
4. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
4.1. Обслуживание как сервисная система.....................................49
4.2. Система сервисных операций.....................................................52
4.3. Система предоставления услуг...................................................54
4.4. Система маркетинга услуг............................................................55
5. СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОНТАКТНОЙ
ЗОНЕ
5.1. Сущность понятия «контактная зона»....................................62
146
Стр.146
5.2. Пространство контакта................................................................64
5.3. Процесс контакта между клиентом и исполнителем...........66
5.4. Содержание контакта...................................................................69
6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
И ФОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
6.1. Организация процесса обслуживания....................................73
6.2. Методы предоставления услуг...................................................77
6.3. Формы обслуживания..................................................................80
6.4. Ценность услуги.............................................................................85
7. КАЧЕСТВО УСЛУГИ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Понятие и сущность качества услуг..........................................94
7.2. Качество услуги с точки зрения потребителя........................97
7.3. Модель качества услуг................................................................101
7.4. Показатели качества услуг........................................................105
8. ПСИХОЛОГИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Психологические аспекты сервиса.........................................110
8.2. Общение и взаимодействие с клиентами.............................112
8.3. Конфликты при сервисном обслуживании..........................115
8.4. Работа с жалобами клиентов...................................................118
9. КУЛЬТУРА СЕРВИСА
9.1. Философия культуры обслуживания....................................122
9.2. Этический аспект культуры сервиса......................................124
9.3. Эстетический аспект культуры сервиса................................127
9.4. Направления повышения культуры сервиса.......................129
10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.1. Сертификация в сервисе.........................................................132
10.2. Стандартизация в сервисе......................................................134
10.3. Лицензирование услуг.............................................................137
10.4. Ответственность продавца (исполнителя)
перед потребителем..................................................................................139
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ....................................................................................142
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................143
147
Стр.147