МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. А. Краснова, О. Ю. Орехова ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 460401 – История Магистерская программа «Всеобщая история». <...> Курс лекций призван также способствовать решению следующих задач: 1) формирование представлений об исторической антропологии как о научной дисциплине, в центре которой находится главный объект исследования – человек во всех его проявлениях как творец истории и субъект конкретно-исторических условий, складывающихся в различные эпохи; 2) овладение основными теоретическими положениями этой научной дисциплины на основе понимания главных концепций, выдвинутых выдающимися историками-антропологами, и соответствующей терминологией; 3) ознакомление с исследовательскими стратегиями, сложившимися в исторической антропологии, в русле которой, во-первых, 3 чрезвычайно расширился круг исторических источников, во-вторых, стали привлекаться источники, которые никогда до этого не считались историческими: германские саги, фольклорные и эпические памятники, литературные произведения, лингвистические формы, визуальные образы из различных жанров изобразительного искусства; 4) изучение комплекса методов исторической антропологии, позволяющих конструировать повседневный образ жизни, ментальные стереотипы картины миры тех, кто жил в прошлом, изучать феномены народной культуры, а также социальные и политические структуры с историко-антропологических позиций. <...> В разделе «История повседневности» в историко-антропологическом ракурсе рассматриваются картины мира, складывающиеся в сознании отдельных социопрофессиональных групп: крестьян, ремесленников, купечества (тема 13). <...> В разделе «Политическая антропология» подобную направленность <...>
Историческая_антропология_учебное_пособие_Направление_подготовки_460401_–_История._Магистерская_программа_«Всеобщая_история».pdf
УДК 930.2 (075.8)
ББК 63.3(4)4 я73
К 78
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
К 78
Краснова И. А., Орехова О. Ю.
Историческая антропология: учебное пособие. – Ставрополь: Издво
СКФУ, 2015. – 194 с.
Пособие включает курс лекций, вопросы для контроля, литературу и Интернет-ресурсы.
К каждой теме лекции, наряду с ее текстом, приводятся выводы,
позволяющие определить достижение студентом отдельных учебных
задач, уровень сформированности компетенций при изучении учебной темы.
Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению
подготовки 460401 – История, магистерской программе «Всеобщая
история».
УДК 930.2 (075.8)
ББК 63.3(4)4 я73
Рецензенты:
канд. ист. наук, доцент И. В. Зозуля,
канд. ист. наук, доцент В. А. Колесников
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Историческая антропология, развиваясь как новое научное направление
более 80 лет, не утратила своей актуальности и в настоящее
время. Трудно назвать какое-либо выдающееся исследование
в области истории, в котором бы не использовались теории и методологии,
разработанные историками-антропологами. Изначально
историческая антропология как отрасль гуманитарного знания
складывалась в процессе синтеза истории, этнологии, психологии,
лингвистики, социологии, а в последующем в этот ряд включались
новые научные дисциплины. Не пренебрегая постмодернистскими
концепциями, критическими по отношению к классической схеме
анализа исторических источников, историки-антропологи предлагают
собственные теории и исследовательские стратегии, убеждающие
нас в том, что прошлое может раскрыть свои тайны, а наше знание о
нем будет обладать высокой степенью достоверности.
Основной целью курса лекций «Историческая антропология»
является ознакомление с историей становления и основными научными
достижениями этого неклассического междисциплинарного
направления в области гуманитарного знания. Усвоив основные теоретические
положения и методологические практики исторической
антропологии, можно полнее овладеть научным материалом, необходимым
для подготовки магистерских диссертаций. Курс лекций призван
также способствовать решению следующих задач:
1) формирование представлений об исторической антропологии
как о научной дисциплине, в центре которой находится главный объект
исследования – человек во всех его проявлениях как творец истории
и субъект конкретно-исторических условий, складывающихся в
различные эпохи;
2) овладение основными теоретическими положениями этой научной
дисциплины на основе понимания главных концепций, выдвинутых
выдающимися историками-антропологами, и соответствующей
терминологией;
3) ознакомление с исследовательскими стратегиями, сложившимися
в исторической антропологии, в русле которой, во-первых,
3
Стр.3
чрезвычайно расширился круг исторических источников, во-вторых,
стали привлекаться источники, которые никогда до этого не считались
историческими: германские саги, фольклорные и эпические памятники,
литературные произведения, лингвистические формы, визуальные
образы из различных жанров изобразительного искусства;
4) изучение комплекса методов исторической антропологии, позволяющих
конструировать повседневный образ жизни, ментальные
стереотипы картины миры тех, кто жил в прошлом, изучать феномены
народной культуры, а также социальные и политические структуры
с историко-антропологических позиций.
Представленный курс лекций состоит из семи разделов: два первых
посвящены истории становления и развития направления «Историческая
антропология», пять последующих в целом соответствуют
основным исследовательским полям указанной дисциплины. Эти
семь разделов охватывают 18 тем лекций, которые могут создать
целостное представление о такой отрасли гуманитарного знания,
как историческая антропология. При структурировании материала
стояла не только задача знакомства с теоретическими положениями
и историографией предмета, но также применения концепций и методологии
исторической антропологии к исследованию некоторых
конкретных тем. Например, выявлялись антропологические аспекты
в трудах по изучению восприятия семьи, брака и статуса женщины,
а также детства, болезни, смерти, человеческого тела (Темы 10, 11).
В разделе «История повседневности» в историко-антропологическом
ракурсе рассматриваются картины мира, складывающиеся в сознании
отдельных социопрофессиональных групп: крестьян, ремесленников,
купечества (тема 13). В разделе «Политическая антропология» подобную
направленность имеет тема 18, где раскрываются образы власти.
Думается, что темы и вопросы конкретно прикладного значения помогут
полнее представить, как следует использовать нетрадиционные
источники и применять историко-антропологические методологии к
анализу материала выпускных работ и магистерских диссертаций.
Поскольку курс лекций является в первую очередь учебным пособием,
то каждая тема снабжена учебно-методическим аппаратом в
виде кратко изложенных основных выводов, вопросов для самоконтроля
при самостоятельной подготовке и списком специальной литературы
по данной теме.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ......................................................................................3
Раздел I. Возникновение научного направления
«Историческая антропология»
1. Философские и этнологические традиции исторической
антропологии .................................................................................5
2. Условия возникновения исторической антропологии
как нового научного направления ..............................................16
Раздел II. Историография исторической антропологии
3. Исследования представителей второго поколения школы
«Анналов» .......................................................................................26
4. Достижения представителей третьего и четвертого
поколения Школы «Анналов» ......................................................33
5. Историческая антропология в США и Великобритании .........46
6. Историческая антропология в Германии и Италии ..................56
7. Историческая антропология в трудах отечественных
исследователей ...............................................................................65
Раздел III. История ментальностей
8. Опыт изучения ментальностей в зарубежной историографии .....75
9. Исследования по истории ментальностей в современной
отечественной историографии .....................................................85
Раздел IV. Историческая демография: отношение
к женщине, детству и смерти
10. Ментальное восприятие семейно-брачных отношений
и статуса женщины в западноевропейском обществе ............96
11. Образы восприятия детства, тела, болезни и смерти .............105
192
Стр.192
Раздел V. История повседневности
12. История повседневности как научная проблема:
теоретическое обоснование направления ................................116
13. «Структуры повседневности»: труд и работающие ...............125
Раздел VI. Антропологический подход к проблемам
культуры: народная культура и народная
религиозность
14. Народная культура как объект изучения исторической
антропологии ...............................................................................136
15. Народная религиозность как одно из направлений
исторической антропологии ......................................................147
16. Историко-антропологические аспекты изучения
культуры и искусства .................................................................158
Раздел VII. Политическая антропология
17. Политическая антропология как исследовательское поле
исторической антропологии ......................................................168
18. Образы власти: новые подходы с точки зрения
исторической антропологии ......................................................177
Заключение ........................................................................................190
193
Стр.193