МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КОНФЛИКТОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (курс лекций) Направления подготовки: 42.03.02 – Журналистика, профиля подготовки «Телевидение и радиовещание», 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника, профиля подготовки «Электропривод и автоматика», 05.03.06 – Экология и природопользование, профиля подготовки «Природопользование», 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, профиля подготовки «Связи с общественностью», 45.03.01 – Филология, профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)», 45.03.02 – Лингвистика, профиля подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 09.03.02 – Информационные системы и технологии, профиля подготовки «Прикладное программирование в информационных системах», 01.03.02 – Прикладная математика и информатика, профиля подготовки «Математическое моделирование и вычислительная математика», 43.03.02 – Туризм, профилям подготовки: «Бизнес-администрирование в туризме», «Туристическая деятельность (прикладной бакалавриат)». <...> Предназначено для студентов направлений подготовки: 42.03.02 – Журналистика, профиля подготовки «Телевидение и радиовещание», 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника, профилю подготовки «Электропривод и автоматика», 05.03.06 – Экология и природопользование, профилю подготовки «Природопользование», 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, профилю подготовки «Связи с общественностью», 45.03.01 – Филология, профилю подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)», 45.03.02 – Лингвистика, профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 09.03.02 – Информационные системы и технологии, профилю подготовки «Прикладное программирование в информационных системах», 01.03.02 – Прикладная <...>
Конфликтология_Учебное_пособие._Направления_подготовки_42.03.02_–_Журналистика,_профиля_подготовки_«Телевидение_и_радиовещание»,_13.03.02_–_Электроэнергетика_и_электротехника,_профиля_подготовки_«Элек_titlebreak_сшего_образования._Бакалавриат,_магистратура.pdf
УДК 316.48 (075.8)
ББК 66.5 (0) я73
К 65
К 65
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Конфликтология: учебное пособие / сост. С. Ю. Иванова, С. В. Попова.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 176 с.
ISBN 978-5-9296-0776-9
Пособие, представляющее собой курс лекций, разработано в рамках реализуемого
Северо-Кавказским федеральным университетом инновационного образовательного
проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой
молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие
терроризму».
Предназначено для студентов направлений подготовки: 42.03.02 – Журналистика,
профиля подготовки «Телевидение и радиовещание», 13.03.02 – Электроэнергетика
и электротехника, профилю подготовки «Электропривод и автоматика», 05.03.06 –
Экология и природопользование, профилю подготовки «Природопользование»,
42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, профилю подготовки «Связи с общественностью»,
45.03.01 – Филология, профилю подготовки «Отечественная филология
(русский язык и литература)», 45.03.02 – Лингвистика, профилю подготовки
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 09.03.02 – Информационные
системы и технологии, профилю подготовки «Прикладное программирование
в информационных системах», 01.03.02 – Прикладная математика и информатика,
профилю подготовки «Математическое моделирование и вычислительная
математика», 43.03.02 – Туризм, профилю подготовки «Бизнес-администрирование
в туризме», 43.03.02 – Туризм, профилю подготовки «Туристическая деятельность
(прикладной бакалавриат)».
УДК 316.48 (075.8)
ББК 66.5 (0) я73
Составители:
д-р филос. наук, профессор С. Ю. Иванова,
канд. филос. наук, доцент С. В. Попова
Эксперты Центра научно-методического сопровождения
инновационных проектов и программ гуманитарного профиля:
д-р философ. наук, профессор В. А. Авксентьев,
д-р филос. наук, профессор Е. А. Сергодеева
ISBN 978-5-9296-0776-9
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Конфликтология» является инновационным учебным курсом,
разработанным в рамках реализуемого в Северо-Кавказском федеральном
университете инновационного образовательного проекта
«Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой
молодежи в полиэтничном регионе».
Актуальность знаний по вопросам конфликтности общества очевидна.
Переход от закрытого общества к открытому сопровождается
признанием неизбежности и естественности в нем конфликтов. Для
открытого общества конфликт выступает нормой социальных отношений,
являясь непременным атрибутом процесса развития и изменения,
достижения согласованности и оптимизации во взаимодействии
субъектов на микро- и макроуровнях социальных систем.
Конфликты возникают на различных социальных уровнях: как на
индивидуальном, межличностном, так и на национальном. Они являются
как следствием, так и условием развития общества. На определенных
этапах его развития возникает необходимость в конфликтологии,
изучающей социальные конфликты, что помогает в анализе социальных
процессов в нестабильном обществе, обеспечении личностной и
групповой, региональной и национальной безопасности России.
Наряду с достижениями мировой конфликтологической науки в пособии
использованы разработки региональных ученых: В. А. Авксентьева,
Г. Д. Гриценко, С. Ю. Ивановой и др.
Цель курса – формирование общепрофессиональной кофликтологической
компетенции, сущностная характеристика которой заключается
в умении систематизировать, прогнозировать и предупреждать
конфликты, в способности критически оценивать конфликтные ситуации,
в готовности совместно вырабатывать конструктивные решения
выхода из конфликта и участвовать в их реализации.
Обозначенная цель достигается путем решения следующих задач:
теоретических:
- формирование общенаучной методологической компетенции,
предполагающей знание современных концептуальных подходов для
анализа конфликтов;
3
Стр.3
- формирование конфликтологической грамотности, выражающейся
в знаниях закономерностей и особенностей проявления конфликтов
в различных сферах общественной жизни, понимание основных
конфликтологических проблем;
практических:
- формирование умений общенаучной информационной компетенции,
состоящей в умении получать, анализировать, систематизировать,
интерпретировать получаемую о конфликтах информацию;
- развитие конфликтологической компетенции, предполагающей
овладение элементами диагностики конфликтной напряженности и
прогнозирования, предупреждения конфликтов;
воспитательных:
- формирование социально-личностных компетенций, состоящих
в воспитании культуры продуктивного взаимодействия между членами
коллектива, чувства ответственности за принятые решения, креативности;
-
понимание возможности своей профессиональной деятельности
для формирования толерантности, гражданского патриотизма.
В результате освоения курса обучающийся должен
знать: современные достижения конфликтологической науки;
концептуальные подходы для анализа конфликтов; основные сведения
о структуре, динамике, свойствах и видах конфликтов в различных
сферах человеческой жизнедеятельности;
уметь: осуществлять элементарный анализ конфликта; выявлять
конструктивную сторону конфликта; осуществлять конструктивные
деловые переговоры, созидательное взаимодействие; умение учитывать
роль конфликтогенов в разрешении и прогнозировании конфликтов;
использовать знания о конфликтах для анализа современной
социокультурной реальности в мире, стране, регионе;
владеть: способами разрешения противоречий и конфликтов;
чувством ответственности за принятые решения, принципами продуктивного
взаимодействия с членами группы (команды), решающей
общую задачу; правилами поведения в поликультурной среде; уважительным
отношением к истории, культурным традициям и обычаям
своего и других народов.
Курс реализуется кафедрой социальной философии и этнологии
СКФУ и базовой кафедрой конфликтологии Южного научного центра
РАН. Изучается во 2–5 семестрах.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................ 3
I. КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
1.1. Формирование конфликтологических идей ............................ 5
1.2. Конфликтология как самостоятельная наука.
Отечественная конфликтология ............................................... 12
1.3. Методологические основы конфликтологии ........................... 16
1.4. Понятие и причины конфликтов ............................................... 23
II. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КОНФЛИКТА
2.1. Структура конфликта ................................................................. 30
2.2. Динамика конфликта ................................................................. 38
III. ПРОБЛЕМА ИСХОДА КОНФЛИКТА ....................................... 52
3.1. Завершение конфликта .............................................................. 52
3.2. Основные этапы разрешения конфликта ................................. 56
3.3. Стратегии выхода из конфликта ............................................... 60
3.4. Переговоры – универсальный метод разрешения
конфликтов ................................................................................. 65
IV. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ ....................................................... 71
4.1. Специфика и классификация семейных конфликтов ............. 71
4.2. Причины семейных трудностей. Кризисные периоды
в развитии семьи ........................................................................ 77
4.3. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов ......... 85
V. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ, ИХ СПЕЦИФИКА
5.1. Этнические конфликты и источники их возникновения ........ 91
5.2. Этнические конфликты в современном мире .......................... 97
5.3. Пути урегулирования этнических конфликтов ....................... 105
174
Стр.174
VI. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
6.1. Трудовой конфликт как вид социального конфликта ............. 110
6.2. Классификация и причины трудовых конфликтов ................... 112
6.3. Функции трудовых конфликтов ................................................ 118
VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
7.1. Особенности педагогических конфликтов .............................. 123
7.2. Классификация педагогическихконфликтов ........................... 124
7.3. Конфликты в педагогическом общении ................................... 125
7.4. Предупреждение и профилактика педагогических
конфликтов ................................................................................. 131
VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ
КОНФЛИКТЫ
8.1. Специфика и типология политических конфликтов ............... 135
8.2. Конфликты тоталитарных и демократических
политических систем. Внутриполитические конфликты,
пути их предотвращения ........................................................... 142
8.3. Специфика и фазы развития международных конфликтов.
Особенности межгосударственных конфликтов.
Информационно-психологическая война в международных
конфликтах ................................................................................. 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................. 165
175
Стр.175