Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Психология
и современный мир
Материалы Всероссийской научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
(Архангельск, 23 апреля 2015 г.)
Выпуск 8
Часть 2
Архангельск
САФУ
2015
Стр.2
УДК 373.3(08)
ББК 74.20я43
П863
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составитель и ответственный редактор – г.н. голоухова
Психология и современный мир : материалы Всероссийской
П863 научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
(Архангельск, 23 апреля 2015 г.). – Вып. 8, ч. 1 / сост. и отв. ред.
Г.Н. Голоухова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: САФУ, 2015. – 134 с.
ISBN 978-5-261-01093-7
В сборнике представлены результаты научных исследований
студентов, бакалавров, магистрантов, и аспирантов как кафедры педагогики
и психологии Института педагогики и психологии САФУ
им. М.В. Ломоносова, так и из других университетов России, принявших
участие в очной и заочной форме во Всероссийской конференции
«Психология и современный мир», которая проходила в рамках
Месяца молодежной науки Северного (Арктического) федерального
университета.
Для преподавателей, аспирантов, бакалавров и магистрантов вузов,
практических психологов, социальных педагогов, сотрудников
научно-исследовательских организаций.
УДК 373.3(08)
ББК 74.20я43
ISBN 978-5-261-01093-7 (ч. 2)
ISBN 978-5-261-01091-3
© Голоухова Г.Н., составление,
2015
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2015
Стр.3
ПреДисловие
Перед вами восьмой выпуск сборника статей аспирантов, молодых
ученых и студентов «Психология и современный мир».
Это четвертый сборник, который издается уже в САФУ имени
М.В. Ломоносова в Институте педагогики и психологии. Издание
сборника материалов Ломоносовских чтений студентов, аспирантов
и молодых учёных многолетняя традиция – «первых шагов в
науке», что позволяет в более широком аспекте представлять результаты
психолого-педагогических и социально-педагогических
исследований кафедры педагогики и психологии детства.
Для обсуждения на конференцию «Психология и современный
мир» традиционно были вынесены актуальные вопросы теоретических
и практических проблем психолого-педагогического сопровождения
детства, социально-педагогического сопровождения
детей группы риска в образовательных организациях, психолого-педагогические
аспекты обучающихся. Научная деятельность
является неотъемлемой частью профессионального становления
бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых ученых Института
педагогики и психологии, что подтверждается их активным
участием в работе конференции. Все это обусловлено наличием
прочного фундамента и четкой координации действий в сфере развития
молодежной науки университета. Публикация результатов
научно-практических исследований и их внедрение в практику,
а также возможность обсудить актуальные проблемы в формате
Всероссийской научно-практической конференции предоставляется
вот уже девятый год, благодаря взаимодействию кафедры психологии
и кафедры педагогики и психологии детства.
Стр.4
соДерЖАние
Предисловие ......................................................................................
Психолого-ПеДАгогиЧесКое
соПровоЖДение ДеТсТвА
Аккуратная А.А., Панфилова И.П., Маракушина И.Г. Психолого-педагогические
особенности обучения младших школьников
русскому языку с учетом гендерных особенностей ............................
Аккуратная А.А., Маракушина И.Г. Особенности сотрудничества
младших школьников со взрослыми и сверстниками в классе
с однородным гендерным составом ......................................................
Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Богданова М.В. Роль «Я»-концепции
в успеваемости школьников и становлении педагогического
коллектива ...........................................................................................
Асабова И.Г. Развитие восприятия портретной живописи у учащихся
детской художественной школы ................................................
Бельская Н.А., Карпова Е.В. Закономерности взаимосвязи антимотивации
учебной деятельности и акцентуаций характера школьников
.........................................................................................................
Бечина А.С., Маракушина И.Г. Игра как ведущий вид деятельности
детей в условиях федерального государственного стандарта
дошкольного образования ......................................................................
Дементьева А.И., Маракушина И.Г. Особенности понимания и
сопереживания чувствам других людей у младших школьников ....
Полякина Е.В., Невзорова А.В. Психологические основы технологии
развития критического мышления .............................................
Попова М.В., Маракушина И.Г. Психолого-педагогические условия
использования подвижных игр, направленных на развитие
детей дошкольного возраста ..................................................................
Коротаева А.И., Пучкова М.В. Особенности поведения мальчиков
и девочек младшего школьного возраста в ситуации конфликта
Сытник Е.А., Маракушина И.Г. Организационно-методические
особенности диагностики признаков ранней одаренности в дошкольном
возрасте ..................................................................................
Удальцова О.И., Маракушина И.Г. Феноменология танцевальной
деятельности .....................................................................................
Шарухина С.Н., Голоухова Г.Н. Психологическая готовность к
школе в условиях введения федерального государственного стандарта
дошкольного образования ...........................................................
132
4
6
9
12
15
17
20
21
24
26
29
32
34
3
Стр.133
Чернокова Т.Е., Шевцова Е.А. Особенности проявления эмпатии
у детей старшего дошкольного возраста ..............................................
соЦиАлЬно-ПеДАгогиЧесКое
соПровоЖДение ДеТей и ПоДросТКов
в оБрАЗовАТелЬном ПроЦессе
Авилова П.А. Трудотерапия детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях этносреды ..................................................
Баженова В.В. Развитие логического мышления и речи младших
школьников на основе интеграции содержания обучения ........
Бикулова В.Р., Голоухова Г.Н. Управление проектной деятельностью
младших школьников во внеурочной работе классного руководителя
....................................................................................................
Богданова М.В. Инклюзивное образование как феномен социокультурной
реальности ...........................................................................
Бугаева Н.А., Голоухова Г.Н. К вопросу о компьютерной аддикции
младших школьников ......................................................................
Владимирова А.И. Работа с учебником как средство формирования
информационной компетентности младших школьников..........
Денисова Е.К., Низовцева Л.А. Особенности формирования у
младших школьников умения решать простые текстовые задачи на
сложение и вычитание ............................................................................
Елукова А.П., Низовцева Л.А. Использование различных видов
деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста
представлений о смысле арифметических действий сложения
и вычитания ......................................................................................
Есипова А.А. Методика развития сказочного творчества детей
6–7 лет посредством обучения наглядному моделированию ............
Загороднюк А.Н., Низовцева Л.А. Психологические аспекты
формирования у младших школьников умения решать текстовые
задачи ........................................................................................................
Зайцева И.С., Карпова Е.В. Особенности рефлексивной самооценки
младших школьников ................................................................
Бадоева С.А., Кальмус И.Н. Роль досуговой деятельности в детском
оздоровительном лагере ................................................................
Кемова А.В., Борчук А.В., Таскаева Л.Г. Использование электронных
презентаций на уроках в школе .............................................
Кемова О.В., Борчук А.В., Таскаева Л.Г. Использование десятибалльной
системы для определения уровня обученности учащихся
Копытова А.А., Борчук А.В., Таскаева Л.Г. Использование тестов
соответствия в системе текущего контроля знаний, умений и
навыков в курсе химии ...........................................................................
Михалева Е.В. Формы работы социального педагога по развитию
лидерских качеств у подростков ...................................................
133
41
43
46
49
54
57
60
62
65
68
71
73
76
79
83
86
37
Стр.134