Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
О.В. Карунная
РАБОТА СО СКАЗКОЙ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Архангельск
САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 378.4(07)
ББК 74.00я73
К27
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.В. Гриншкун;
……………...кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ейст;
……………...кандидат психологических наук, доцент И.В. Васильева
Карунная, О.В.
К 27
Работа со сказкой как психолого-педагогическая технология:
учеб.-метод. пособие / О.В. Карунная; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-261-01013-5
В пособии раскрыты теоретико-методологические основы работы
со сказкой как целостной психолого-педагогической технологии: обосновывается
психолого-педагогический потенциал сказки, охарактеризована
технология работы со сказкой, указана специфика применения
данной технологии при работе с подростками. В книгу включены авторские
разработки (программа) по преподаванию возможного курса
по выбору (дисциплины по выбору) «Технология работы со сказкой»,
«Сказкотерапия» для студентов психолого-педагогических специальностей,
приводится примерное тематическое планирование курса, планы
семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов,
тестовый контроль знаний, вопросы к зачёту.
Издание ориентировано на специалистов в области общей педагогики,
методики воспитания, психолого-педагогической коррекции, возрастной
и социальной психологии, а также преподавателей психологопедагогических
дисциплин сузов и вузов, аспирантов, школьных педагогов-психологов,
классных руководителей, педагогов дополнительного
образования, студентов психолого-педагогических специальностей.
УДК 378.4(07)
ББК 74.00я73
ISBN 978-5-261-01013-5
© Карунная О.В., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................... 4
§ 1. Психолого-педагогический потенциал сказок ................................... 6
1.1. Изучение сказок педагогами и психологами в исторической
ретроспективе ...................................................................................... 7
1.2. Психологический аспект изучения потенциала сказок ............ 9
1.3. Педагогический аспект изучения потенциала сказок ............... 12
1.4. Потенциал сказок при формировании компонентов коммуникативной
компетентности личности .................................................. 14
§ 2. Характеристика технологии работы со сказкой ................................. 20
2.1. Понятие и классификационные параметры технологии работы
со сказкой ........................................................................................ 20
2.2. Концептуальная основа технологии работы со сказкой ........... 23
2.3. Содержание образования в технологии работы со сказкой ..... 27
2.4. Процессуальные характеристики технологии работы со сказкой
......................................................................................................... 33
2.5. Программно-методическое обеспечение технологии работы
со сказкой ............................................................................................. 48
§ 3. Специфика применения технологии работы со сказкой с учащимися
подросткового возраста ....................................................................... 51
3.1. Содержательный подход .............................................................. 52
3.2. Организационный подход ............................................................ 56
3.3. Системный подход ....................................................................... 63
Приложения ............................................................................................... 70
Библиографический список ..................................................................... 90
3
Стр.3
Введение
Анализ многочисленных источников позволяет судить о том, что
литературное своеобразие сказок изучено значительно глубже, чем
аспекты их педагогического и психологического воздействия на
личность. Это обстоятельство заставляет обратиться в первую очередь
к раскрытию педагогического и психологического потенциала
сказок, а во-вторых, к обоснованию работы со сказкой именно как
целостной инновационной психолого-педагогической технологии.
Работа со сказкой выступает одним из новаторских направлений
в современной педагогической науке. Обилие информации, пластичность
материала, близость к проблемам и духовным устремлениям
детей различных возрастных групп позволяют говорить об эффективном
использовании сказок в практике воспитания. В сказках
представлен широкий спектр моделей человеческих взаимоотношений.
В этом плане педагогический и психологический потенциал
сказки ещё недостаточно изучен, тогда как опыт, переданный путём
косвенных наставлений, является настоятельной необходимостью
для учащихся всех возрастных категорий, в особенности подростков.
Комплексная работа со сказкой может обеспечивать гармоничное
формирование личности учащегося, воспитанника путем всестороннего
развития всех сфер его личности, обучения моделям поведения,
переживания опыта коллективного решения проблем, преодоления
трудностей, опыта совместной творческой деятельности.
Однако только методически грамотно организованный процесс
работы со сказкой способен эффективно реализовывать данные
функции. Этот факт требует обращения к рассмотрению методических
аспектов технологии работы со сказкой.
В данном пособии автор опирается на широкий спектр научных
трудов по исследуемой проблеме. Теоретико-методологическую основу
составляют идеи отечественных и зарубежных учёных, а именно:
о формировании основ нравственности и гуманности личности
посредством сказок (Г.Н. Волков, Н.А. Константинов, Д.С. Лихачёв,
4
Стр.4
Е.Н. Медынский, И.Т. Огородников, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, др.), о коммуникативных знаниях,
отраженных в сказках (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, др.), о потенциале
сказок и игровых технологий в формировании коммуникативных
умений и навыков подростков (А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.А. Погосова, др.).
Пособие будет полезно преподавателям психолого-педагогических
дисциплин при разработке лекций по таким предметам, как
«Современные педагогические технологии», «Теория и методика
воспитания», «Коррекционная педагогика» и т.п., практическим
педагогам-психологам, классным руководителям, поскольку может
послужить основой для создания ими новых авторских программ,
нацеленных на различные стороны формирования личности ученика,
а также студентам в их научно-исследовательской работе.
5
Стр.5