«Спартианская» программа гуманизации современного спорта высших достижений В.И.Столяров Предисловие В 1990 г. автором данной статьи разработан и изложен в многочисленных публикациях и выступлениях на различных конференциях и конгрессах, в том числе международных [ см. например, Столяров, 1990 в, 1991-1997; Столяров, Ипатов, 1996; Столяров, Самусенкова, 1996; Stolyarov, 1991, 1993-1996; Stolyarov, Kuznetsova,1994 ] новый гуманистический проект под названием «СпАрт» /»SpArt»/. <...> В этом названии, которое производно от трех английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство, отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством. <...> На основе идей проекта «СпАрт» разработан и практически реализуется с 1991 г. целый ряд программ, которые ориентированы на различные группы населения (например, на школьников – программа «СпАрт–Школа», на детей дошкольного возраста – программа «Друзья Спартиашки», на лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями – программа «Стань Спартианцем!») или связаны с решением специфических задач (например, спартианская программа олимпийского образования и воспитания, спартианская программа реализации в современных условиях Кубертеновского идеала олимпийского атлета, спартианская программа интеграции спорта с искусством и др.) и др. <...> Исходные понятия Главный элемент спорта – спортивные соревнования. <...> Важно различать две разновидности спорта, которые обычно называют "массовым спортом" (или "спортом для всех") и "спортом высших достижений" (или "большим", "рекордным" спортом). <...> Если в "спорте для всех" на первом плане стоит участие в соревнованиях с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения с другими людьми и т.п., то для спорта высших достижений характерна нацеленность всех людей, вовлеченных <...>
«Спартианская»_программа_гуманизации_спорта_высших_достижений__Статья.pdf
Столяров В.И. (1997б). «Спартианская» программа гуманизации спорта
высших достижений // Проекты, программы, технологии. Отечественный
и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть II):
Сб. – М.: РАО, Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, Смоленская
олимпийская академия. – С. 9-79.
«Спартианская» программа гуманизации
современного спорта высших достижений
В.И.Столяров
Предисловие
В 1990 г. автором данной статьи разработан и изложен в
многочисленных публикациях и выступлениях на различных
конференциях и конгрессах, в том числе международных [ см.
например, Столяров, 1990 в, 1991-1997; Столяров, Ипатов, 1996;
Столяров, Самусенкова, 1996; Stolyarov, 1991, 1993-1996; Stolyarov,
Kuznetsova,1994 ] новый гуманистический проект под названием
«СпАрт» /»SpArt»/. В этом названии, которое производно от трех
английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» –
искусство, отражена его главная идея и основной замысел: поиск
новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта,
повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а
также укрепления союза, интеграции с искусством.
В основе проекта лежат результаты более чем двадцатилетних
исследований автора проекта и его учеников в области философскометодологических,
культурологических,
педагогических и
социологических проблем физической культуры, спорта и
олимпийского движения. Эти исследования позволили при
определении путей гуманизации современного спорта и его интеграции
с искусством опираться не просто на интуитивные соображения или
«здравый смысл», как это нередко делается, а на строго научную,
теоретическую базу.
На основе идей проекта «СпАрт» разработан и практически
реализуется с 1991 г. целый ряд программ, которые ориентированы на
различные группы населения (например, на школьников – программа
«СпАрт–Школа», на детей дошкольного возраста – программа «Друзья
Спартиашки», на лиц с ограниченными физическими или
интеллектуальными возможностями
–
программа «Стань
Спартианцем!») или связаны с решением специфических задач
(например, спартианская программа олимпийского образования и
воспитания, спартианская программа реализации в современных
условиях Кубертеновского идеала олимпийского атлета, спартианская
программа интеграции спорта с искусством и др.) и др.
Стр.1
В данной статье излагается и обсуждается «спартианская»
программа, которая связана с необычайно важной, а вместе с тем
сложной и дискуссионной проблемой гуманизации современного
спорта высших достижений и предлагает определенные пути и
средства ее решения.
В Приложениях приводятся методические материалы, которые
могут быть использованы специалистами в работе со спортсменами на
основе этой программы. –
I. Проблема гуманизации современного спорта
высших достижений
Прежде всего сделаем краткие пояснения относительно
используемых понятий и в первую очередь понятия «спорт».
Исходные понятия
Главный элемент спорта – спортивные соревнования. Спортивное
соревнование – это гуманная, игровая модель соревновательных
ситуаций реальной жизни. В реальной жизни, как и в спорте,
постоянно имеет место борьба (со стихией, хищниками, врагами и
т.д.), в ходе которой соперники чаще всего находятся в неодинаковых
условиях и которая нередко заканчивается трагически, по крайней
мере для одной из соперничающих сторон. "Спортивная" модель
соревнования призвана поставить его участников в равные условия и
по возможности обезопасить их от негативных последствий. Это
достигается в спорте путем преобразования реальных
соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые,
основанные на определенных правилах, в том числе правилахзапретах:
"Основным стержнем в спорте – состязании всех видов –
является, как и в искусстве, игра... С потерей игры он превратился бы
просто в конфликт, разрешаемый с позиций силы" [ Устиненко, 1989, с.
160 ]. Спорт – это "как бы" борьба (нельзя ранить, уничтожить своего
соперника), борьба-игра. Именно этим, например, фехтование как вид
спорта отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а
бокс – от уличной драки.
Значит, спорт – это прежде всего соревнования, связанные с
игровой (или несколько модифицированной игровой) деятельностью и
потому отличающиеся от соревнований в других видах деятельности
(от соревнований в процессе труда, художественных конкурсов,
военных сражений, драк и т.д.).
Важным дополнением спортивных соревнований является
подготовка к ним. Организацией соревнований и подготовки к ним
занимаются определенные социальные институты. В ходе
соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих
2
Стр.2