Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» А.В. Калашников БОРЬБА С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ ПРИ АВАРИЯХ НА МОРСКИХ НЕФТЕОТГРУЗОЧНЫХ ТЕРМИНАЛАХ Допущено Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1 УДК [502.51:665.6] (07) ББК 26.22:26.343.1я7 К17 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: В.Б. Коробов, профессор, доктор географических наук, директор Северо-Западного отделения Института океанологии им. <...> ISBN 978-5-261-00871-2 Рассмотрены основные принципы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в условиях Русского Севера. <...> Использован опыт борьбы с разливами предприятия, эксплуатирующего Варандейский нефтеотгрузочный терминал. <...> В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов, т, на морских акваториях различают три уровня разливов: локального значения . до 500 регионального значения . федерального значения . от 500 до 5000 свыше 5000 Основополагающим принципом деятельности компании, эксплуатирующей морской нефтеотгрузочный терминал, является предотвращение и максимальное сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду, обеспечение безопасности и охрана здоровья персонала. <...> В случае возможного разлива нефти политика нефтедобывающей организации должна быть в первую очередь направлена на: - защиту жизни и здоровья персонала и населения; - прекращение утечки нефти из источника; - максимально быструю и близкую к источнику локализацию разлива; 3 - эффективное использование сил и средств по локализации и ликвидации разлива нефти; - сведение к минимуму ущерба окружающей среде, защиту собственности от разлитой нефти <...>
Борьба_с_разливами_нефти_при_авариях_на_морских_нефтеотгрузочных_терминалах_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
А.В. Калашников
БОРЬБА С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ
ПРИ АВАРИЯХ НА МОРСКИХ
НЕФТЕОТГРУЗОЧНЫХ ТЕРМИНАЛАХ
Допущено Северным (Арктическим)
федеральным университетом имени М.В. Ломоносова
в качестве учебного пособия
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
1
Стр.1
УДК [502.51:665.6] (07)
ББК 26.22:26.343.1я7
К17
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
В.Б. Коробов, профессор, доктор географических наук,
директор Северо-Западного отделения Института океанологии
им. П.П. Ширшова РАН;
В.В. Ануфриев, кандидат биологических наук, старший научный
сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН
Калашников, А.В.
К17
Борьба с разливами нефти при авариях на морских нефтеотгрузочных
терминалах: учебное пособие / А.В. Калашников; Сев.
(Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ
САФУ, 2013. – 98 с.: ил.
ISBN 978-5-261-00871-2
Рассмотрены основные принципы предупреждения и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в условиях Русского
Севера. Использован опыт борьбы с разливами предприятия, эксплуатирующего
Варандейский нефтеотгрузочный терминал.
Предназначено для студентов направления 131000.62 «Нефтегазовое
дело».
УДК [502.51:665.6] (07)
ББК 26.22:26.343.1я7
ISBN 978-5-261-00871-2
© Калашников А.В., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического
комплекса (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво
работающих производственных комплексов российской экономики.
Нефтяной экспорт рассматривается как важнейший фактор
влияния на другие страны и одновременно – как один из главных
источников получения средств для дальнейшего развития экономики
страны.
Места добычи нефти находятся, в основном, на значительном
удалении от мест ее потребления, причем зачастую они разделены
большими водными пространствами, поэтому нефть и нефтепродукты
являются одним из основных грузов для перевозки морем.
Перевалка нефтегрузов на специализированные морские суда производится
на морских нефтеперевалочных комплексах и припортовых
нефтяных терминалах. В России морские нефтеперевалочные
комплексы и припортовые нефтяные терминалы имеются во
всех морских бассейнах (Азово-Черноморский, Балтийский, Северный,
Дальневосточный).
Аварии на нефтеотгрузочных терминалах оказывают резко
негативное влияние прежде всего на морскую среду, а также могут
затронуть и прибрежную часть. В зависимости от объема разлива
нефти и нефтепродуктов, т, на морских акваториях различают три
уровня разливов:
локального значения ............................................................................ до 500
регионального значения .......................................................................
федерального значения ........................................................................
от 500 до 5000
свыше 5000
Основополагающим принципом деятельности компании, эксплуатирующей
морской нефтеотгрузочный терминал, является
предотвращение и максимальное сокращение отрицательного воздействия
на окружающую среду, обеспечение безопасности и
охрана здоровья персонала. В случае возможного разлива нефти
политика нефтедобывающей организации должна быть в первую
очередь направлена на:
- защиту жизни и здоровья персонала и населения;
- прекращение утечки нефти из источника;
- максимально быструю и близкую к источнику локализацию
разлива;
3
Стр.3
- эффективное использование сил и средств по локализации и
ликвидации разлива нефти;
- сведение к минимуму ущерба окружающей среде, защиту собственности
от разлитой нефти;
- избежание при проведении операций большего ущерба, чем
может причинить сама нефть;
- сведение к минимуму образования отходов;
- выплату компенсаций и возмещение ущерба окружающей
среде от разливов нефти.
Условия Русского Севера накладывают особый отпечаток на
специфику транспортировки нефти и методы борьбы с аварийными
разливами. В учебном пособии в основном отражен опыт эксплуатации
самого северного морского нефтеотгрузочного терминала
России – Варандейского.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3
1. ПРОГНОЗ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ОТ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ .......................................... 5
1.1. Вероятные источники воздействия и их влияние
на окружающую среду ................................................................... 5
1.2. Оценка потенциальной экологической уязвимости
района при аварийных разливах нефти ........................................ 11
2. ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ ............... 15
2.1. Обеспечение готовности сил и средств ЛРН ........................ 15
2.2. Порядок действий при ЧС(Н) ................................................. 18
2.3. Оперативный план ЛРН .......................................................... 30
2.4. Механические методы и средства ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ............................ 34
2.5. Физико-химические методы и средства ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ............................ 41
2.6. Химические методы ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов ................................................................ 54
2.7. Биологические методы ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов ................................................................ 56
2.8. Рекомендуемые технологии ЛРН при эксплуатации
морских нефтеотгрузочных терминалов ...................................... 59
3. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ОХРАНА ТРУДА .............................................................................. 68
3.1. Обобщенная оценка уровня промышленной
безопасности объектов морских нефтеотгрузочных
терминалов и меры по уменьшению риска аварий...................... 68
3.2. Мероприятия по противопожарной защите .......................... 73
3.3. Аварийно-спасательное имущество, необходимое
для эвакуации со СМЛОП ............................................................. 76
3.4. Знаки и надписи безопасности, опознавательная окраска ... 78
3.5. Охрана труда работников ....................................................... 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................... 86
ПРИЛОЖЕНИЕ. Результаты оценки потенциальной
экологической уязвимости районов, прилегающих
к Варандейскому нефтеотгрузочному терминалу ................................ 88
87
Стр.89