УДК 784 ББК 85.941 Р.Н. ВАСИЛЬЕВ ДИСПОЗИЦИЯ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕКСТОВ В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ Ю. ГАЛЬПЕРИНА <...> В статье рассмотрена диспозиция и музыкальное воплощение текстов в хоровом цикле «На всякий случай» (2004) русско-французского композитора Ю. Гальперина <...> Хармса, текстов детского игрового фольклора (считалок, загадок, игр), молитвы «Kyrie eleison» композитор, используя монтажную технику, создает калейдоскоп различных картин, настроений «на все случаи жизни». <...> Развивая словесную игру, характерную для жанра считалки (перестановки, замены, игра бессмысленными слогами), композитор преобразует исходный текст, играет со смыслами, «переиначивает» изначальные идеи, «заглядывает» между строк. <...> Совмещение в одном сочинении духовного и фольклорного пластов является тенденцией, характерной для современной музыки. <...> Цикл представляет собой яркий пример реализации в музыке идеи универсальности феномена игры в человеческой культуре. <...> Хармс, детский игровой фольклор, игровая функция считалки, метод монтажа, хор, интерпретация, диспозиция текстов. <...> О 310 /В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / дним из ключевых этапов в постижении исполнителем композиторского замысла художественного образа хорового произведения является анализ литературного текста. <...> Хоровой цикл современного русско-французского композитора Юлия Гальперина (р. <...> Слова народные и Даниила Хармса» (2004) выделяется оригинальным, самобытным подходом к выбору текстов и их музыкальной реализации. <...> Гальперин формулирует замысел и критерии отбора текстов для этого произведения: «…уйти от словесных длиннот, найти образные выражения и с их помощью “порассуждать за жизнь”, <…> избежать ординарности, найти что-то свежее и емкое» [2]. <...> Композитор обращается к следующим источникам: 1) детскому игровому фольклору — считалкам, играм, загадкам тех этносов (русского, французского, украинского, еврейского, английского), с которыми так или иначе связана жизнь композитора <...>