№ 10 / октябрь / 2008
«Лев
мисс
Мэри»
Неизвестный
Хемингуэй
Будущее
науки — это
искусство
2 /
/ Сентябрь 2008
Кто писал
за Шекспира
Многоликий
Денис
Симачев
Сентябрь 2008 /
/ 3
На правах рекламы
№ 10 октябрь 2008
Стр.1
8 /
/ Сентябрь 2008
Сентябрь 2008 /
/ 9
На правах рекламы
На правах рекламы
Стр.2
СЕВЕРНЫЙ
СИНДРОМ
№ 10 октябрь 2008
— Я не привык к поражениям, Джерри, — тихо
и спокойно сказал Робинсон, — но на этот раз побежден.
Я хотел бы уйти… исчезнуть. Вы мне поможете?
— Нет. Вашего изгнания мне недостаточно.
— Я не об этом. Мне надо отправиться туда…
откуда не возвращаются.
— Вы предлагаете мне убить вас? Это не мое дело.
— Да нет же, — прошептал он, — я прошу
лишь помочь мне…
Детектив
>> 88 Р.Л. Голдман
«Убийство судьи
Робинсона»
4—5 главы (окончание)
>> 22 «Осень — значит,
пора... Пора
на Север»
ФИМА ЖИГАНЕЦ
>> 46 «Мой дядя —
честный вор
в законе»
Ростовский поэт
перевел классику
на блатной жаргон
Будущее
науки?
>> 6 Куда идет
наука?
Мнение ученых
фото Валентин Айвазов
Нью Йорк
>> 62 Фотопутешествие
Gotham City
Автолегенды
>> 34 Самые красивые
авто 20-го века
Много шума
из Шекспира
>> 52 Кто же автор
гениальных
произведений?
Э. Хемингуэй
>> 68 «Лев мисс Мэри»
Первая публикация
на русском языке
ДЕНИС
СИМАЧЕВ
>> 12 «Человек
с тысячей
имен»
НАУКА
>> 10 Экономика
научных званий
Кому нужна и сколько стоит
ученая степень
ОБЩЕСТВО
>> 20 Любить
Билла
Почему нас тянет
в пятидесятые
ТЕХНОЛОГИИ
>> 28 Пивовар
Искусство охмеления
>> 32 Оптимизаторы
Пульт управления жизнью
КУЛЬТУРА
>> 56 Королевская
фаворитка
Кто вдохновлял Жана Фуке?
>> 42 Книжная ярмарка
ЛИТЕРАТУРА
>> 82 Б. Пантелеймонов
«Страшная книга»
>> 76 С. Бестужева-Лада
«Прекрасная
литвинка»
Стр.3
Издается с января 1924 года
№ 10 (1728) октябрь 2008
Главный редактор
Михаил Кизилов
Заместитель главного редактора
Надежда Панченко
Редактор отдела
Тамара Чичина,
Светлана Подорванова
Корректор
Марина Силакова
Дизайн-макет
Алексей Шелепов,
Алексей Жуков
Использованы фотографии
ИТАР-ТАСС, i-stok.ru
ООО «Издательский дом
журнала «Смена»
Генеральный директор
Джемир Дегтяренко
Издательский директор
Дмитрий Мережко
Директор по рекламе
Елена Готман
e-mail: e.gotman@smena-online.ru
тел. (499) 257-31-37
Менеджер по рекламе
Кристина Бурякова
Директор по распространению
Ольга Рулева
e-mail: sales@smena-online.ru
тел. (499) 257-31-37
Редакция: 127994, Москва, ГСП-4,
ул. Правды, 24, стр. 4
www.smena-online.ru
e-mail:jurnal@smena-online.ru
тел. (495) 612-15-07, факс (499) 257-13-78
Печать: ООО «ИД «Медиа-Пресса»
127137, Москва, ул. Правды, 24
Тираж — 55000 экз. Зак. № 82171
Учредитель — ООО «Издательский
дом журнала «Смена»
Журнал зарегистрирован в Комитете
Российской Федерации
по печати (Рег. № 014832)
Подписные индексы:
каталог «Роспечать» 70820
каталог «Объединенный» 88998
каталог «Почта России» 99406
Подписка в интернете:
www.mega-press.ru
© ООО «Издательский дом
журнала «Смена»
Михаил Кизилов
Вряд ли наши коллеги в далеком 1937 году, готовя к публикации
«Зеленые холмы Африки» Эрнеста Хемингуэя в февральском
номере «Смены», думали о том, что в октябре 2008 года «Смена»
напечатает страницы его «Африканского дневника», еще неизвестные
российскому читателю.
Ответственный редактор В.А. Герасимова, подписывая тот
номер журнала к печати с материалами о Пушкине и стихами
современников Великого Поэта, явно не предполагала, что
знаменитое «Я вас любил: любовь еще, быть может…» в начале
ХХI века будет выглядеть несколько иначе:
«Я с вас тащился; может, от прихода
Еще я оклемался не вконец…»
Может быть, некоторых читателей эти строки приведут в
состояние легкого шока, но причины появления такой своеобразной
субкультуры в нашем обществе были и есть — за последние 90 лет
через тюрьмы прошло более 15 млн. человек.
И уж, конечно, печатая некролог ЦК ВЛКСМ о верном ленинце Серго
Орджоникидзе и статью «Грузинская народная музыка», сотрудники
редакции не допускали даже мысли о том, что в начале следующего
века в Грузии зазвучит другая музыка — музыка войны, и грузинские
танкисты будут давить гусеницами мирное население, а российские
солдаты, ценой своих собственных жизней, спасать женщин и детей от
запрещенных международными конвенциями кассетных бомб.
Все меняется, все проходит... но жизнь, несмотря ни на что,
продолжается.
И человек идет вперед.
Вот только ценой каких потерь?
ЧИТАТЕЛЮ
интеграция
Автотекст
Мария
Родочинская,
фото
Анастасия
Толкачева
Перспективы
второго пришествия
Железного занавеса останутся призрачными,
пока в России покупают иностранные
автомобили, а западные концерны
лелеют русского потребителя.
Московский Международный Автомобильный
салон (ММАС), проходивший
в Международном выставочном центре
«Крокус Экспо» с 26 августа по 7
сентября, с нынешнего года официально
вписан в мировой календарь автомобильных
выставок наряду с аналогичными
мероприятиями в Детройте,
Париже, Лондоне, Женеве и Франкфурте.
Площади ММАС-2008 протяженностью
более 120 тыс. кв.м. посетило более
полутора миллионов гостей, в том
числе первые лица государства и руководители
западных автоконцернов.
Дело в том, что по итогам первой
половины текущего года Россия занимает
второе место в Европе по продажам
новых легковых автомобилей. За
этот период продажи импортных машин
в нашей стране увеличились на
47% — было продано более миллиона
иномарок. Неудивительно, что 60 с
лишним автобрендов постарались
представить в Москве все свои самые
лучшие новинки, адаптировав их к
российскому рынку.
Октябрь 2008 /
/ 5
Технологии. Смена взглядов
Alfa Romeo показали 8C
Spider и Alfa MiTo. Mazda
представила мировую премьеру
— концепт Kazamai,
разработанный для российского
рынка и построенный
специально к ММАС-2008.
Lexus продемонстрировал
полноприводную версию
седана LS 460 — LS 460
AWD, а BMW — модель X5
Security. Audi показал два
седана, кроссовер Q5 и концепт
Q7 V12 TDI (сверхмощный
кар с обликом в стиле
эксклюзивной яхты).
Renault и Citroen явили сразу
по три премьеры, а
Honda — целых пять. Не отставали
и другие автомобильные
бренды. В частности,
«АвтоВАЗ» впервые
представил самостоятельный
стенд своего спортивного
подразделения «Lada
Sport».
Стр.4
Наука. Смена представлений
Чтобы
ответить
на самые
главные
вопросы,
ученые должны
найти место
для искусства
в
Будущее
науки — это…
искусство?
6 /
/ Сентябрь 2008
начале 20-х годов прошлого века Нильс Бор
бился над тем, чтобы по-новому представить
структуру материи. Предшествующие
поколения физиков считали, что внутреннее
пространство атома выглядит, как
миниатюрная солнечная система, с ядром
вместо Солнца и вращающимися, как планеты
на своих орбитах, электронами. Это
была классическая модель.
Но, проанализировав излучение, исходящее
от электронов, Бор понял, что науке
нужна новая метафора. Поведение
электронов опровергало все общепринятые
объяснения. И тогда Бор сказал: «Когда
речь идет об атомах, нужно говорить
стихами». Обычная речь не могла объяснить
полученные результаты.
Бор давно восторгался творчеством кубистов.
Очарование кубизма для Бора состояло
в том, что он разрушал обычную
структуру объекта. Искусство находило
прерывистость в непрерывном, превращая
твердую материю в сюрреалистический
туман.
Бор был убежден, что мир электрона
был таким же, как мир кубистов. В
1923 году де Броли уже доказал, что электрон
может существовать как в виде частицы,
так и в виде волны. Бор считал,
что форма существования электрона зависит
от того, с какой точки зрения
его рассматривать. Природа электрона
была следствием способа нашего наблюдения.
Это значило, что электроны совсем
не похожи на планеты. Они, скорее,
были похожи на одну из разобранных гитар
Пикассо, туманность из мазков, которые
приобретают смысл, только если
вглядеться в них. Искусство, которое так
странно выглядело, на самом деле передавало
истинную картину вещей.
Трудно поверить, что абстрактное истекст
Олег
Переводин
кусство
могло на самом деле повлиять
на историю науки. Кажется, что у кубизма
нет ничего общего с современной физикой.
Когда мы думаем о науке, в голову
приходят определенные понятия: объективность,
эксперименты, факты. Результаты
научных трудов мы считаем совершенным
отражением реального мира.
Картины, даже глубокие, всегда искажают
действительность.
Взгляд на науку как на единственный
способ объяснения всего базируется на
одном негласном правиле: искусство
подвержено моде и потому развивается
Октябрь 2008 /
/ 7
Стр.5