Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология. Электронный учебно-методический комплекс. (95,00 руб.)

0   0
Первый авторКочетов А.Н. СГСЭУ
ИздательствоИКЦ СГСЭУ
Страниц6
ID48107
Аннотация Основная цель настоящего учебно-методического пособия – помочь студентам изучить основы социологии. Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с современными требованиями к изучению социологической науки, на основе накопленного личного опыта преподавания социологии и с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.
Кому рекомендованоКурс соответствует государственному образовательному стандарту ВПО и предназначен для организации самостоятельной работы студентов
Кочетов А.Н., С. Социология. Электронный учебно-методический комплекс. / С. Кочетов А.Н. — Электронный образовательный ресурс создан на базе Информационного Компьютерного Центра СГСЭУ с использованием технологий AutoPlay MediaStudio 7.0. — Саратов : ИКЦ СГСЭУ, 2009 .— 6 с. — Дизайнер курса Богачев А.В., редактор Аникин В.А., оформитель Богачева С.В. — URL: https://rucont.ru/efd/48107 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология является одной из обязательных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем специальностям заочного обучения. <...> Наряду с изучением дисциплин специальности и специализации Саратовский государственный социально-экономический универстет, как и любое высшее учебное заведение, стремится дать каждому студенту неотъемлемую часть общей культуры человека – социологическое образование. <...> Главная цель социологического образования – научить студента адекватно ориентироваться в сложной обстановке российского общества, переживающего противоречивый переход к новым формам общественной жизни, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. <...> Будущий специалист должен правильно осознавать сущность общественного строя российского общества, свое место и роль в обществе, все свои статусно-ролевые права и обязанности. <...> Социологическое образование призвано придать профессиональной деятельности специалиста человеческое измерение. <...> Основная задача дисциплины «Социология» – изучение методологических и теоретических основ социологии, закономерностей социальных процессов, происходящих в российском обществе и в мире, раскрытие возможностей применения знаний по социологии в профессиональной деятельности будущих специалистов. <...> В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление:  об истории становления и развития социологии;  о природе социальной реальности, концепциях и парадигмах социологического знания;  о социальных процессах и явлениях, основных социальных институтах, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений. <...> Студенты должны знать:  теоретико-методологические основы социологии;  систему и понятийно-категориальный аппарат социологии;  предметные области специальных социологий, их сущность и особенности <...>
Социология._Электронный_учебно-методический_комплекс..pdf
Содержание курса. Социология является одной из обязательных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем специальностям заочного обучения. Наряду с изучением дисциплин специальности и специализации Саратовский государственный социально-экономический универстет, как и любое высшее учебное заведение, стремится дать каждому студенту неотъемлемую часть общей культуры человека – социологическое образование. Главная цель социологического образования – научить студента адекватно ориентироваться в сложной обстановке российского общества, переживающего противоречивый переход к новым формам общественной жизни, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Будущий специалист должен правильно осознавать сущность общественного строя российского общества, свое место и роль в обществе, все свои статусно-ролевые права и обязанности. Социологическое образование призвано придать профессиональной деятельности специалиста человеческое измерение. Основная задача дисциплины «Социология» – изучение методологических и теоретических основ социологии, закономерностей социальных процессов, происходящих в российском обществе и в мире, раскрытие возможностей применения знаний по социологии в профессиональной деятельности будущих специалистов. В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление:  об истории становления и развития социологии;  о природе социальной реальности, концепциях и парадигмах социологического знания;  о социальных процессах и явлениях, основных социальных институтах, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений. Студенты должны знать:  теоретико-методологические основы социологии;  систему и понятийно-категориальный аппарат социологии;  предметные области специальных социологий, их сущность и особенности;  методологические принципы и специальные методы эмпирической социологии;  возможности применения социологической науки в профессиональной сфере;  особенности социальных процессов в социальной и экономической сфере .
Стр.1
Студенты должны уметь:  использовать методы социологической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;  научно анализировать социальные процессы и явления, стратификационную систему общества;  дать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации;  осуществить социологическую рефлексию механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;  самостоятельно овладевать знаниями в области социологии. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рабочая программа курса “Социология” определяет содержание дисциплины и предназначена для обучения студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования по экономическим специальностям заочного обучения. Содержание дисциплины учитывает общие требования к основной образовательной программе подготовки специалистов и выдержано в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Изучение данной дисциплины осуществляется с учетом мирового и социологических знаний и должно отечественного массива способствовать формированию у студентов мировоззренческой культуры, умению давать аналитическую оценку процессов, происходящих в обществе, развитию навыков применения полученных знаний для решения задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Преподавание дисциплины осуществляется кафедрой социологии и связей с общественностью в соответствии с программой и тематическим планом. При изучении дисциплины студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении других дисциплин: философии, политологии, истории, экономики и психологии. Это поможет наполнить конкретным содержанием общесоциологические подходы и выводы. Основной метод изучения дисциплины – лекционный, в сочетании с углубленной самостоятельной работой студентов, включающей обязательное написание одного реферата по предложенным в настоящих материалах темам. Цель лекционных циклов - рассмотреть ключевые проблемы социологии, дать минимальный объем социологической информации,
Стр.2
которая необходима для эффективной самостоятельной работы и успешной профессиональной деятельности будущих специалистов. В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости студентов и качества их подготовки к занятиям посредством проведения письменных опросов, выполнения индивидуальных заданий. Реферат на одну из предложенных тем является обязательным условием допуска к зачету. Тема 1. Предмет социологии и ее основные категории. Социальная система Общество и его многоплановый смысл. Разнообразие определений общества и его единое определение. Общество как целостная система. Понятие социального в обществе. Соотношение понятий «общество» и «социальная система». Социальные отношения. Понятие институциализации. Институциональная взаимосвязь. Социальные институты. Социальное действие. Социальная связь и взаимодействия. Социальная система и ее основные элементы. Специфика социальной системы общества. Ее принципиальное отличие от функциональных подсистем общества: экономической, политической, культурной. Индивид и социальный статус. Статус и социальная роль. Статус и социальная группа, их взаимосвязь. Понятие социальной структуры. Статус и социальная группа как элементы и подсистемы этой структуры. Социальные общности и социальное неравенство. Тема 2. Основы истории развития социологии Предыстория и история социологии. Самостоятельный статус социологии в начале Х1Х в. О. Конт. Позитивизм и метафизика. Г. Спенсер. Эволюционизм. Органическая теория общества. Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Учение об общественно - экономической формации. Теория классовой борьбы. Э. Дюркгейм. Теория социального реализма. «Социальные факты» по Э. Дюркгейму. М. Вебер и его «понимающая социология». Теория социального действия. Типы социальных действий. Становление и развитие социальной мысли в России. Роль Н.Г. Чернышевского в ее становлении. Русский позитивизм. М.М. Ковалевский. Идеологические течения в русской социологии: Н.К. Михайловский, П.П. Лавров, Г.В. «Система социологии» П. Сорокина. Плеханов, В.И. Ленин. Основные парадигмы Западной социологии: Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Миллс, Р. Дарендорф, Д. Мид, Дж. Хомманс, М. Блау.
Стр.3
Тема 3. Социальная стратификация Социальная структура как объект социологических исследований. Социальная структура в широком и узком смысле. Понятия «класс», «социальный слой (страта)», «социальная группа». Социальноэкономические, социально-этнические и социально-демографические общности. Понятия «социальная стратификация» и «социальная мобильность», многообразие оснований социальной стратификации. Показатели и индикаторы стратификации как качественные и количественные характеристики видов и элементов социальной структуры. Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции функционирования социальной структуры современного общества. Социальное неравенство. Усложнение современной социальной структуры. Проблемы социальной справедливости и социального равенства: теоретические и практические аспекты, формы и методы социальной защиты населения. Налогообложение и социальная справедливость. Социальная мобильность. Классификация социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. Тема 4. Взаимосвязь экономики и социальной системы. Экономическая социология Различие между экономической и социальной структурой. Взаимодействие экономики и социальной системы. Социальный механизм экономики. Критерии социальной эффективности и результативности экономики. Социальные факторы экономики. Социальные показатели и индикаторы экономического развития. Качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала. Социальные нормативы и их роль в расчетах уровня жизни: прожиточный минимум, минимальная заработная плата, среднемесячный доход. Современные тенденции в развитии социального фактора. Влияние социального неравенства на эффективность экономики. Социология труда как отрасль экономической социологии. Предмет и объект исследования. Отличие экономики труда от социологии труда. Основные категории социологии труда. Тема 5. Методы конкретно – социологических исследований Выборка в социологическом исследовании. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность. Виды выборки. Опрос и его разновидности. Анкетирование. Основные принципы построения анкеты. Документ в социологии. Методы анализа документов. Традиционный метод. Контент – анализ.
Стр.4
Основы математико–статистического анализа социологической информации. Измерение в социологии. Шкалы. Классификация шкал. Одномерные и двумерные распределения. Дисперсионный анализ. Корреляция. Регрессионный анализ.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ