Социология является одной из обязательных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем специальностям заочного обучения. <...> Наряду с изучением дисциплин специальности и специализации Саратовский государственный социально-экономический универстет, как и любое высшее учебное заведение, стремится дать каждому студенту неотъемлемую часть общей культуры человека – социологическое образование. <...> Главная цель социологического образования – научить студента адекватно ориентироваться в сложной обстановке российского общества, переживающего противоречивый переход к новым формам общественной жизни, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. <...> Будущий специалист должен правильно осознавать сущность общественного строя российского общества, свое место и роль в обществе, все свои статусно-ролевые права и обязанности. <...> Социологическое образование призвано придать профессиональной деятельности специалиста человеческое измерение. <...> Основная задача дисциплины «Социология» – изучение методологических и теоретических основ социологии, закономерностей социальных процессов, происходящих в российском обществе и в мире, раскрытие возможностей применения знаний по социологии в профессиональной деятельности будущих специалистов. <...> В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление: об истории становления и развития социологии; о природе социальной реальности, концепциях и парадигмах социологического знания; о социальных процессах и явлениях, основных социальных институтах, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений. <...> Студенты должны знать: теоретико-методологические основы социологии; систему и понятийно-категориальный аппарат социологии; предметные области специальных социологий, их сущность и особенности <...>
Социология._Электронный_учебно-методический_комплекс..pdf
Содержание курса.
Социология является одной из обязательных дисциплин
федерального компонента государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по всем
специальностям заочного обучения. Наряду с изучением дисциплин
специальности и специализации Саратовский государственный
социально-экономический универстет, как и любое высшее учебное
заведение, стремится дать каждому студенту неотъемлемую часть общей
культуры человека – социологическое образование.
Главная цель социологического образования – научить студента
адекватно ориентироваться в сложной обстановке российского
общества, переживающего противоречивый переход к новым формам
общественной жизни, представлять и защищать свои интересы, уважая
интересы и права других людей. Будущий специалист должен правильно
осознавать сущность общественного строя российского общества, свое
место и роль в обществе, все свои статусно-ролевые права и обязанности.
Социологическое образование призвано придать профессиональной
деятельности специалиста человеческое измерение.
Основная задача дисциплины «Социология»
– изучение
методологических и теоретических основ социологии, закономерностей
социальных процессов, происходящих в российском обществе и в мире,
раскрытие возможностей применения знаний по социологии в
профессиональной деятельности будущих специалистов.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны
иметь представление:
об истории становления и развития социологии;
о природе социальной реальности, концепциях и парадигмах
социологического знания;
о социальных процессах и явлениях, основных социальных
институтах, обеспечивающих социализацию личности и
воспроизводство социальных отношений.
Студенты должны знать:
теоретико-методологические основы социологии;
систему и понятийно-категориальный аппарат социологии;
предметные области специальных социологий, их сущность и
особенности;
методологические принципы и специальные методы
эмпирической социологии;
возможности применения социологической науки в
профессиональной сфере;
особенности социальных процессов в социальной и
экономической сфере .
Стр.1
Студенты должны уметь:
использовать методы социологической науки в различных
видах профессиональной и социальной деятельности;
научно анализировать социальные процессы и явления,
стратификационную систему общества;
дать социологическую характеристику личности на основе ее
социального статуса, положения в системе социальных
координат и особенностей социализации;
осуществить социологическую рефлексию механизмов
возникновения и разрешения социальных конфликтов;
самостоятельно овладевать знаниями в области социологии.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рабочая программа курса “Социология” определяет содержание
дисциплины и предназначена для обучения студентов образовательных
учреждений высшего профессионального образования по
экономическим специальностям заочного обучения.
Содержание дисциплины учитывает общие требования к основной
образовательной программе подготовки специалистов и выдержано в
соответствии с
квалификационными характеристиками,
установленными государственными образовательными стандартами
высшего профессионального образования.
Изучение данной дисциплины осуществляется с учетом мирового и
социологических знаний и должно
отечественного массива
способствовать формированию у студентов мировоззренческой культуры,
умению давать аналитическую оценку процессов, происходящих в
обществе, развитию навыков применения полученных знаний для
решения задач, связанных с их будущей профессиональной
деятельностью.
Преподавание дисциплины осуществляется кафедрой социологии и
связей с общественностью в соответствии с программой и тематическим
планом. При изучении дисциплины студентам необходимо опираться на
знания, полученные при изучении других дисциплин: философии,
политологии, истории, экономики и психологии. Это поможет наполнить
конкретным содержанием общесоциологические подходы и выводы.
Основной метод изучения дисциплины – лекционный, в
сочетании с углубленной самостоятельной работой студентов,
включающей обязательное написание одного реферата по
предложенным в настоящих материалах темам.
Цель лекционных циклов - рассмотреть ключевые проблемы
социологии, дать минимальный объем социологической информации,
Стр.2
которая необходима для эффективной самостоятельной работы и
успешной профессиональной деятельности будущих специалистов.
В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль
успеваемости студентов и качества их подготовки к занятиям
посредством проведения письменных опросов, выполнения
индивидуальных заданий. Реферат на одну из предложенных тем
является обязательным условием допуска к зачету.
Тема 1. Предмет социологии и ее основные категории.
Социальная система
Общество и его многоплановый смысл. Разнообразие определений
общества и его единое определение.
Общество как целостная система. Понятие социального в обществе.
Соотношение понятий «общество» и «социальная система».
Социальные отношения. Понятие институциализации.
Институциональная взаимосвязь. Социальные институты. Социальное
действие. Социальная связь и взаимодействия.
Социальная система и ее основные элементы. Специфика
социальной системы общества. Ее принципиальное отличие от
функциональных подсистем общества: экономической, политической,
культурной. Индивид и социальный статус. Статус и социальная роль.
Статус и социальная группа, их взаимосвязь. Понятие социальной
структуры. Статус и социальная группа как элементы и подсистемы
этой структуры.
Социальные общности и социальное неравенство.
Тема 2. Основы истории развития социологии
Предыстория и история социологии. Самостоятельный статус
социологии в начале Х1Х в. О. Конт. Позитивизм и метафизика.
Г. Спенсер. Эволюционизм. Органическая теория общества.
Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Учение об
общественно - экономической формации. Теория классовой борьбы.
Э. Дюркгейм. Теория социального реализма. «Социальные факты»
по Э. Дюркгейму.
М. Вебер и его «понимающая социология». Теория социального
действия. Типы социальных действий.
Становление и развитие социальной мысли в России. Роль Н.Г.
Чернышевского в ее становлении.
Русский позитивизм. М.М. Ковалевский. Идеологические течения в
русской социологии: Н.К. Михайловский, П.П. Лавров, Г.В.
«Система социологии» П. Сорокина. Плеханов, В.И. Ленин.
Основные парадигмы Западной социологии: Т. Парсонс, Р. Мертон, К.
Миллс, Р. Дарендорф, Д. Мид, Дж. Хомманс, М. Блау.
Стр.3
Тема 3. Социальная стратификация
Социальная структура как объект социологических исследований.
Социальная структура в широком и узком смысле. Понятия «класс»,
«социальный слой (страта)», «социальная группа». Социальноэкономические,
социально-этнические и социально-демографические
общности.
Понятия «социальная стратификация» и «социальная
мобильность», многообразие оснований социальной стратификации.
Показатели и индикаторы стратификации как качественные и
количественные характеристики видов и элементов социальной
структуры.
Дифференциация и интеграция
–
ведущие тенденции
функционирования социальной структуры современного общества.
Социальное неравенство. Усложнение современной социальной структуры.
Проблемы социальной справедливости и социального равенства:
теоретические и практические аспекты, формы и методы социальной
защиты населения. Налогообложение и социальная справедливость.
Социальная мобильность. Классификация социальной
мобильности. Факторы социальной мобильности.
Тема 4. Взаимосвязь экономики и социальной системы.
Экономическая социология
Различие между экономической и социальной структурой.
Взаимодействие экономики и социальной системы. Социальный
механизм экономики. Критерии социальной эффективности и
результативности экономики. Социальные факторы экономики.
Социальные показатели и индикаторы экономического развития.
Качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала.
Социальные нормативы и их роль в расчетах уровня жизни:
прожиточный минимум, минимальная заработная плата,
среднемесячный доход.
Современные тенденции в развитии социального фактора. Влияние
социального неравенства на эффективность экономики.
Социология труда как отрасль экономической социологии. Предмет
и объект исследования. Отличие экономики труда от социологии труда.
Основные категории социологии труда.
Тема 5. Методы конкретно – социологических исследований
Выборка в социологическом исследовании. Генеральная и
выборочная совокупности. Репрезентативность. Виды выборки.
Опрос и его разновидности. Анкетирование. Основные принципы
построения анкеты.
Документ в социологии. Методы анализа документов.
Традиционный метод. Контент – анализ.
Стр.4
Основы математико–статистического анализа социологической
информации. Измерение в социологии. Шкалы. Классификация шкал.
Одномерные и двумерные распределения.
Дисперсионный анализ. Корреляция. Регрессионный анализ.
Стр.5