КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ* Маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем или, говоря точнее, крест, в основании которого помещен полумесяц. <...> Символика креста естественно вписывается в христианские представления – она соответствует самой функции христианского храма и, очевидно, не нуждается в разъяснении. <...> Вопрос этот волновал еще Максима Грека, который посвятил ему специальное рассуждение «Сказание о том, что под крестом на церкви окружен аки месяц млад». <...> Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. <...> Крест и полумесяц в русской церковной традиции // Успенский Б.А. <...> Размещение в библиотеке http://rusarch.ru/uspensky_b1.htm «РусАрх»: 2010 г. – Режим доступа: 153 Б.А. Успенский частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194–1197); этот крест сохраняет свою первоначальную форму. <...> Можно было бы сослаться и на другие древнейшие храмы, однако нельзя быть уверенным, что кресты на них сохранили древнюю форму. <...> Такой крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон. <...> Например, он есть на миниатюрах так называемого Служебника Антония Римлянина начала XIV в., Федоровского Евангелия 1321–1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в. и многих других. <...> Такое сочетание может трактоваться как процветший или же как якорный крест (сочетание креста с якорем). <...> Крест с полумесяцем можно встретить и на каменных резных крестах, и на актовых печатях, и на посохе апостола Петра (изображение которого представлено на Великом Сионе XII в. из новгородского Софийского собора), и на посохе Иоанна Предтечи (миниатюра Симоновской псалтыри XIV в.) <...> . Кресты такой формы распространены и в Литве. <...> Их можно видеть на часовнях, но особенно характерны они для придорожных, памятных, поклонных и других крестов. <...> Крест имеет для нас прежде всего христианские <...>