В.П. Даркевич «НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИКИ ЧУДОВИЩНЫХ ПЛЕМЕН»* В сознании человека Средневековья преобладала мифомагическая картина мира. <...> Одушевленные природные силы бурно реагируют на греховное поведение людей: гневаются водоемы, от избытка чувств содрогаются горы, бушует море, земля источает кровь. <...> Вера в неразрывную связь между человеческим телом – микрокосмом и стихиями Земли – макрокосмом была всеобщей. <...> География Средневековья была преимущественно символической: она указывала людям дорогу не столько в иные страны и города, сколько путь к спасению души. <...> Классическим примером стал рассказ о том, как ополчения первого Крестового похода принимали за Иерусалим придунайские города Венгрии и Болгарии. <...> Видели только передний план; земли других широт рисовались крайне смутно. <...> Кругозор раннесредневекового хрониста, претендовавшего на охват всемирной истории человечества «от Адама», на деле ограничивался пределами его епархии, в лучшем случае – его государства. <...> Сведения по универсальной истории он черпал из Библии и других литературных источников, а при описании современных ему событий в отдаленных местах нередко руководствовался туманными слухами, приносимыми паломниками и купцами. <...> Летописец, хорошо знавший свой «угол», резко менял тон описания, * Даркевич В.П. <...> Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г. – Режим доступа: http://rusarch.ru/darkevich5.htm 148 «Нечеловеческие лики чудовищных племен» когда переходил к рассказу о соседней стране. <...> Даже наиболее серьезные европейские писатели дают скудные и недостоверные сведения о скандинавском Севере. <...> Географический горизонт средневекового книжника эквивалентен духовному горизонту христианства; географическое пространство являлось для него одновременно пространством сакральным, окрашенным в религиозно-моральные тона: земли он делил на праведные и грешные, еретические. <...> Разные страны и пункты обладали разными моральными и религиозными статусами: так, жерла <...>