РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЭМИГРАЦИИ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ» Обзор После Октябрьской революции и Гражданской войны огромные массы населения рухнувшей Российской империи были вырваны из привычной среды и разбросаны по миру. <...> Раскол, произошедший в общественном сознании российского общества, непримиримая позиция большевиков по отношению к своим противникам делали невозможным пребывание в одной стране победителей и побежденных. <...> Российская эмиграция характеризовалась чрезвычайно широким социальным составом. <...> Родину были вынуждены покинуть не только представители бывших политически и экономически господствующих классов, но и значительная часть сражавшихся на их стороне или сочувствующих им крестьян, рабочих и интеллигенции. <...> Масса талантливых людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью и активной жизненной позицией, способствовала возникновению мощного социально-культурного организма – «русское зарубежье». <...> Социальной базой этого нового явления стали миллионы эмигрантов, рассеянных по всему миру, но в то же время имеющих четкие центры притяжения. <...> В Европе такими центрами были Берлин и Париж, в Северной Америке – СанФранциско и Нью-Йорк, на Дальнем Востоке – Харбин (1). <...> Высланные из страны Советов ученые, политические деятели и представители культуры стали идейными вдохновителями, авторами и выразителями надежд на лучшее, проводниками в деле служения России, неотъемлемой частью которой они себя считали. <...> 138 СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЙ Сохранение культурно-национальной идентичности Существование культурно-исторического феномена русского зарубежья стало возможным именно благодаря тому, что у эмигрантов «первой волны» была установка на возвращение в родную страну и поэтому на временность своего пребывания вне ее. <...> Из всех возможных стратегий адаптации в новых жизненных условиях многие русские «первой волны» избрали ту, которую некоторые представители современной <...>