С.А. Гудимова КИТАЙСКИЕ МОТИВЫ РОКОКО Искусство рококо – это по преимуществу искусство прикладных форм, в первую очередь оно связано с ансамблем интерьера. <...> Сюда включаются мебель, фарфор, ткани, столовая посуда, бронза, множество безделушек, а также живопись и скульптура. <...> Ведущим декоративным моментом в создании каждой вещи становится рокайльный орнамент, в основе которого лежит арабеска. <...> Живопись, графика и скульптура рококо также обретают особые свойства в рамках данного стиля. <...> Мода рококо с помощью корсета и фижм уподобляет человеческое тело очертаниям рокайльной арабески. <...> 85 С.А. Гудимова Вся эфемерность и фантастичность рококо требует для его восприятия воображения. <...> В светском мире рококо грани между реальным и искусственным были настолько неуловимы, а отношения между искусством и жизнью так непосредственны и гармоничны, что можно даже говорить об определенной мифической отрешенности рокайльного мироощущения аристократических салонов того времени. <...> Антуану Ватто (1684–1721) – создателю галантного жанра, интимной живописи настроения, тонких душевных переживаний и чувств, несомненно, принадлежит роль ведущего мифотворца рокайльного образа жизни, этой милой фантазии о жизни-игре, жизни-театре, жизни-сне и об искусстве – воплощении этого сна. <...> Ватто удалось воплотить образ мимолетного, утонченно галантного поэтического мига, меланхолически сладостного интимного чувства, ностальгического ощущения уходящего невозвратного времени. <...> Любимой аллегорией рококо стала картина Ватто «Отплытие на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр). <...> Киферу – мифический остров, остров богини любви Венеры, вожделенный рай всех влюбленных. <...> Мужчины там внимательны и галантны, женщины – прекрасны и нежны. <...> Именно эта картина, ставшая символом особого мировидения действительности, принесла художнику светское и академическое признание. <...> Такого жанра до Ватто Академия не рассматривала. <...> 86 Китайские мотивы рококо Ватто <...>