№ 3 Г.А. Дробот СУЩЕСТВУЮТ ЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ? <...> В тексте проанализированы основные ценностные предпочтения европейского и китайского обществ. <...> Показана взаимосвязь между социокультурными ценностными ориентациями и внешней политикой Запада и Китая. <...> Сделан вывод о временной неопределенности спора между сторонниками ценностей и интересов. <...> Проблема, обозначенная в заголовке, возвращает нас к первому большому спору в теории международных отношений, начало которому было положено еще в первой половине прошлого века. <...> Либеральные идеалисты утверждали, что в их основе лежат морально-правовые принципы и ценности. <...> С ними спорили политические реалисты, для которых международные отношения — суть взаимодействие национальных интересов государств и баланс их сил. <...> Только теперь в ней усиливается философско-онтологическая составляющая, а именно встает вопрос о возможности организации миропорядка на единых принципах (либеральной демократии, «демократического мира») или, напротив, конкуренции и столкновении различных ценностных систем (например, внешняя политика Ирана, Венесуэлы, в определенной мере России). <...> Вебер говорил об аксиологичности социального знания, имея, в частности, в виду ценностное многообразие в человеческом обществе. <...> Однако, говоря о ценностном своеобразии определенных социокультурных групп, Вебер не имел в виду «войну» между ними, а скорее подчеркивал плюрализм общественного мироустройства. <...> 31 Отталкиваясь от веберовской логики, обратимся к системам ценностей европейской и китайской цивилизаций, как наиболее адекватно отражающих мировосприятие соответственно западного и незападного (восточного) миров, которые сосуществуют в человеческом обществе много веков, то сталкиваясь, то мирно уживаясь2 . <...> Получившая в последние годы признание социоестественная концепция истории утверждает, что главная причина отличий западного и восточного миров заключается <...>