// чашка чая // Поэзия чая и вина Лёгкий речной ветерок. <...> Мацуо Басё Г де чай и вино, — там поэзия, убеждены орга низаторы выставки в Музее Востока, про шедшей в начале 2015 года. <...> Все экспо наты — из запасников Музея Востока и частных коллекций, многие никогда не демонстрировались. <...> Как говорят сотрудники музея, представленные на выставке экспонаты — лишь небольшая часть того, что хранится в ГМВ. <...> Но даже эта малая часть ярко рассказывает о повседневной жизни Востока, о за стольных традициях, сложившихся в этом огром ном регионе планеты. <...> Музей Востока представил культуру чая и вина Китая, Японии, Средней Азии и Кавказа — регионов, где эти напитки давно и прочно вошли в народную культуру. <...> Пространство выставки было разделено на несколько залов, в каждом из которых демон стрировались картины, чайная и винная утварь — несколько десятков древних и очень древних пло шек, чайников, чашек, стаканов, рюмок, кувшинов, блюд, необходимых и для повседневного чаепития и винопития, и для изысканных церемоний. <...> Каж дый экспонат сам по себе является произведением искусства, созданным умелым мастером. <...> Их было несколько — классическая, императорская (с использованием высокосортных чаёв десятилет ней выдержки), нефритовая (с использованием ма рочных, коллекционных видов чая), тибетская (чай варится особым способом с молоком). <...> Многие не знают, что «чайный» Китай изна чально был «винным». <...> К хмельному напитку жители Поднебесной пристрастились уже во II тысячеле // 14 // // 15 // тии до нашей эры. <...> Вино, изначально применявшееся в обрядовых целях, постепенно расставалось с ми фологическим прошлым. <...> В III—IV веках нашей эры оно стало неотъемлемой частью жизни китайских интеллектуалов. <...> С особым почтением к чаю относились буддийские монахи, которым то низирующий напиток помогал не засыпать во вре мя медитации. <...> Как всегда, не остались в стороне и поэты, создавшие даже особый жанр ча ши, стихи о чае. <...> Постепенно чаепитие <...>