Рассмотрен вариант применения данного инструментария при конструировании конкретной—проблемно-модульной—обучающей технологии. <...> УДК 37.0 ББК 74.20 Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Инженерия обучающих технологий / М. А. Чошанов. <...> В книге «Инженерия обучающих технологий» представлена практика применения дидактической инженерии в учебном процессе: раскрыто прикладное ядро дидактической инженерии, ее инструментарий. <...> А также описана дидактическая инженерия конкретной обучающей технологии — проблемно-модульной, и ее применение в учебном процессе по изучению математики. <...> Именно факт личного участия в анализе, моделировании и построении дистанционных курсов, а также в препо1 Здесь автор использует терминологию дистанционного образования, принятую в американских университетах, где различают: традиционный курс — f2f (face-to-face = лицом к лицу), частично дистанционный — hybrid (гибридный), полностью дистанционный —online (онлайновый). <...> 4 Введение давании и последующей коррекции курсов, убедил автора в том, что для разработки дистанционных курсов недостаточно иметь только предметные, методические и дидактические знания. <...> Втечение года проводилось около 20 семинаров, на которых автор с учителями математики школы решал различные дидактические задачи, а именно: анализ и разработка учебных целей и ожидаемых результатов обучения; подробный анализ содержания и методов обучения; отбор и конструирование системы задач и упражнений для формирования у учащихся основных понятий курса математики; проектирование системыуроков и дидактических ситуаций для развития познавательных способностей учащихся; взаимопосещение уроков коллег с последующим анализом их проведения; изучение самостоятельных работ учащихся с анализом типовыхошибокиразработка методовихустранения; проведение анализа видеокейсов уроков математики ит.д. <...> В главе 1 приводится обзор инструментария дидактическойинженерии <...>
Инженерия_обучающих_технологий.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М. А. Чошанов
ИНЖЕНЕРИЯ
ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
4е издание, электронное
Москва
Лаборатория знаний
2020
Стр.2
УДК 37.0
ББК 74.20
Ч-75
С е р и я о с н о в а н а в 2007 г.
Чошанов М. А.
Ч-75
Инженерия обучающих технологий / М. А. Чошанов. —
4-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 242 с. —
(Педагогическое образование). — Систем. требования: Adobe
Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана. — Текст :
электронный.
ISBN 978-5-00101-686-1
Книга является практическим продолжением работы автора «Дидактика
и инженерия». Основное внимание уделено инструментарию дидактической
инженерии, а именно таксономии учебных целей, инженерии знаний
и приемам когнитивной визуализации, конструированию учебных задач
и дидактических ситуаций, а также разработке системы оценки учебных
достижений. Рассмотрен вариант применения данного инструментария при
конструировании конкретной — проблемно-модульной — обучающей технологии.
При написании книги использован практический опыт автора по
внедрению дидактической инженерии в процессе преподавания курсов
методики математики в Техасском университете г. Эль-Пасо (США).
Книга адресована школьным учителям и студентам педагогических
университетов, а также всем, кто интересуется проблемами проектирования
обучающих технологий.
УДК 37.0
ББК 74.20
Деривативное издание на основе печатного аналога: Инженерия обучающих
технологий / М. А. Чошанов. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2011. — 239 с. : ил. — (Педагогическое образование).
ISBN 978-5-9963-0264-2.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав,
правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков
или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-686-1
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление
Введение: дидактика и инженерия в действии............... 3
Глава 1. Инструментарий дидактической инженерии ..... 9
1.1. Таксономия учебных целей................ 9
1.2. Инженерия знаний
и приемы когнитивной визуализации......... 20
1.3. Инженерия учебных задач
и проектирование дидактических ситуаций ..... 31
1.4. Конструирование системы оценки
учебных достижений................... 39
1.5. Портфолио как пример альтернативной формы
контроля и оценки учебных достижений ....... 51
1.6. Роль информационных технологий
и учебно-методических комплексов
в реализации обучающих технологий......... 62
Дидактический практикум ............... 73
Глава 2. Инженерия проблемно-модульной
обучающей технологии ............................... 76
2.1. Сущность и слагаемые
проблемно-модульного обучения........... 76
2.2. Принципы технологии
проблемно-модульного обучения........... 91
2.3. Проектирование содержания
проблемных модулей ................. 103
2.4. Интеграция методов
проблемно-модульного обучения .......... 115
2.5. Инженерия проблемного модулирования ..... 128
2.6. Рейтинговая система контроля и оценки
учебных достижений учащихся............ 147
Дидактический практикум............... 152
Стр.239
Оглавление
239
Глава 3. Методика реализации технологии
проблемно-модульного обучения
на различных ступенях системы образования ......... 156
3.1. Из опыта внедрения проблемно-модульной
обучающей технологии в практику
преподавания школьных предметов ........ 156
3.2. Инженерия дистанционного курса
в высшем учебном заведении ............ 167
3.3. Переподготовка преподавателей по
технологии проблемно-модульного обучения.... 178
3.4. Конструирование проблемного модуля
по теме «Производная»
школьного курса математики............. 188
Дидактический практикум............... 205
Заключение: цель — проектируемая
результативность обучения............................. 207
Литература........................................... 209
Приложение 1. Силлабус ............................... 216
Приложение 2. Проблемный модуль «Производная» ....... 222
Стр.240