Самоненко УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ 2-е издание (электронное) Москва БИНОМ. <...> С17 Учителю физики о развивающем образовании [Электронный ресурс] / Ю. А. Самоненко. <...> ISBN 978-5-9963-2649-5 В пособии рассмотрены вопросы психологии обучения, общей дидактики и методики преподавания школьной физики. <...> «Мудреные» на первый взгляд положения этих концепций дали возможность избрать иной ракурс рассмотрения учебных затруднений школьника, а также разработать методические приемы их преодоления. <...> В тексте книги будут также затронуты положения других современных психологических теорий учения. <...> Настоящие рекомендации охватывают материал раздела механики школьного курса, и это не случайно. <...> Речь будет идти о концептуальной схеме механики, охватывающей основные понятия физики, изучаемые школьником в этом разделе. <...> Если же проявить дотошность и потребовать представить исчерпывающий список подобных понятий школьного курса физики, то сколько наименований он будет содержать? <...> Здесь речь пойдет о теме «Простые механизмы», занимающей сравнительно скромное место в объеме школьной программы. <...> В то жевремя следует отметить, что приведенная трактовка деятельностной теории учения не раскрывает ее подлинного смысла. <...> Мыслителей того времени волновали вопросы: как тела, находящиеся на расстоянии, могут действовать друг на друга? <...> Обычно число сил увязывается с числом фундаментальных взаимодействий, известных в физике. <...> Втрудах этого замечательного ученого дается ответ на многие вопросы, касающиеся психологических источников затруднений учащихся. <...> Вводная часть Обратимся к школьнику, изучающему физику, с вопросами: что узнал он на уроках по этому предмету? <...> Теперь вопрос обратим к себе: «А что делаем мы, учителя, 2794633475-08 чтобы знания школьника, изучающего физику, носили не отрывочный характер, представляли собой не фрагментарную, а целостную картину, в которой отдельные элементы упорядоченыипрочноскрепленысмысловымисвязями <...>
Учителю_физики_о_развивающем_образовании.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю. А. Самоненко
УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ
О РАЗВИВАЮЩЕМ
ОБРАЗОВАНИИ
3е издание, электронное
Москва
Лаборатория знаний
2020
Стр.2
УДК 372.016:53
ББК 74.262.22
С17
С е р и я о с н о в а н а в 2007 г.
Самоненко Ю. А.
С17 Учителю физики о развивающем образовании
/ Ю. А. Самоненко.—3-е изд., электрон.—
М. : Лаборатория знаний, 2020.—288 с.—(Педагогическое
образование).—Систем. требования: Adobe
Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—Текст :
электронный.
ISBN 978-5-00101-823-0
В пособии рассмотрены вопросы психологии обучения,
общей дидактики и методики преподавания школьной
физики. Анализируются причины затруднений учащихся при
изучении школьной физики, намечены пути их преодоления.
Рассматриваются возможности усиления мотивации к обучению
и развивающего эффекта от изучения физики. Пособие
содержит дидактические материалы по разделу «Механика»
для подготовки учащихся к Единому государственному
экзамену по физике, конкурсным испытаниям и олимпиадам.
Для учителей школ, педагогов дополнительного образования,
авторов школьных учебников и методических пособий
по школьной физике.
УДК 372.016:53
ББК 74.262.22
Деривативное издание на основе печатного аналога: Учителю
физики о развивающем образовании / Ю. А. Самоненко.—
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.—285 с. : ил.—
(Педагогическое образование).—ISBN 978-5-9963-0612-1.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-823-0
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Содержание
Предисловие ........................................... 3
Тема 1. Учебный предмет и предмет изучения.
Различают ли эти понятия школьники? ............... 17
Вводная часть...................................... 17
Опорный конспект .................................. 20
Физика как отрасль научного знания.
Зачем ее изучают в школе?
Связь физики с другими науками. Язык физики .... 20
Объект и предмет науки. Физические явления.
Физические величины. Разделы физики ........ 26
Механика. Теория и практика............... 33
Прикладная механика в средней школе ........ 37
Комментарий ...................................... 44
2794633475-08
Тема 2. Концептуальная схема механики ............. 46
Вводная часть...................................... 46
Опорный конспект .................................. 51
Основные механические величины
и механические явления ................. 51
Основные законы механики................ 56
Комментарий ...................................... 57
Тема 3. Сколько физических величин
должен знать школьник?........................... 59
Вводная часть...................................... 59
Опорный конспект .................................. 63
Отношение как способ введения
механических величин ................... 63
Механические процессы ................. 69
Удельные величины .................... 72
Комментарий ...................................... 75
Стр.283
Содержание
283
Тема 4. Непростая история простых механизмов ...... 77
Вводная часть...................................... 77
Опорный конспект .................................. 79
Классификация простых механизмов .......... 79
Задания на механическую понятливость ............... 86
Комментарий ..................................... 114
Тема 5. Что должен знать школьник
о познавательных методах? ....................... 115
Вводная часть..................................... 115
Уровни методологических знаний.................... 116
Дидактические материалы к изучению темы........... 121
Комментарий ..................................... 137
Тема 6. «Инерция» в трактовке явления инерции ...... 139
Вводная часть..................................... 139
Источники затруднений
в понимании физического смысла инерции ........... 142
с
Роль общей теории относительности
в раскрытии сущности явления инерции .............. 146
Сила инерции, вес, перегрузка ...................... 147
Тема 7. Силы в школьном курсе физики ............. 153
Вводная часть .................................... 153
Опорный конспект ................................. 154
Функция силы
в системе взаимодействующих тел .......... 155
Отнесенность сил к предметной области ....... 156
Сила как характеристика
фундаментальных взаимодействий .......... 159
Отнесенность сил
к системе взаимодействующих тел .......... 160
Математическая модель силовых характеристик . . 160
Комментарий ..................................... 161
Стр.284
284
Содержание
Тема 8. Как придумать и решить задачу? ............ 163
Вводная часть..................................... 163
Опорный конспект ................................. 165
Придумывание и решение задачи ........... 165
Пространственно-временные отношения.
Кинематика......................... 171
Силовые отношения в механике ............ 176
Тема 9. «Заговори, чтобы тебя услышали».
Как построить развивающий диалог с учениками
на уроке физики?................................ 184
Вводная часть..................................... 184
Принципы построения
комфортного обучающего пространства.............. 187
Вовлечение в диалогическое общение ............... 191
Дидактические условия для обучения детей
методом диалогического общения................... 192
Элективный курс
«Как мы познаем мир и самих себя» .................. 192
2794633475-08
Тема 10. Организация исследовательской
и проектной деятельности школьников ............. 208
Вводная часть..................................... 208
Психологические основы
исследовательской деятельности школьников......... 209
Общие черты и различия исследовательской
и проектной деятельности школьников ........ 215
Особенности рациональной организации проектной
и исследовательской деятельности школьников . . 220
Тема 11. Запомнить или понять?
Как сделать технологию обучения «понимающей»?.... 222
Вводная часть..................................... 222
Характеристики действия........................... 223
Типы учения ...................................... 229
Деятельностная теория учения ...................... 233
Этапы усвоения умственных действий................ 235
Стр.285
Содержание
285
Заключение .......................................... 244
Приложение 1. Разработка устройства
для получения энергии при изменении
агрегатного состояния воды....................... 246
Приложение 2. Ключ к тесту Беннета
(правильные ответы на тестовые задания)........... 277
Литература........................................... 279
Стр.286