Приведены критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий. <...> Образование в XXI в.: подготовка творчески активных специалистов . <...> Критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий . <...> Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов «Эффективная физика» . <...> Однако научно-техническая рево Образование в XXI в.: подготовка творчески активных специалистов Динамика численности населения СССР, имеющего среднее и высшее образование, млн человек 1913 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1980 г. 1989 г. 0,29 15,9 58,7 95,0 139,1 173,2 11 Таблица 1 люция, ускорив социальные процессы, воспользовавшись существующим потенциалом образования, не смогла вовлечь систему образования в процесс дальнейших быстрых изменений. <...> Образование в XXI в.: подготовка творчески активных специалистов 13 Первый исходит из того, что существующая система образования—привсех еевариациях—необеспечивает такого уровня, качества, даимасштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки, которых требуют современные производственные и социальные технологии. <...> Реализация указанных целей определяет новые задачи образования, включающие [10]: формирование нового менталитета, базирующегося на убеждении, что образование не только потребляет и тиражирует новые знания, но, самое главное, является производителем новых знаний и информации; создание новых видов когнитивной методологии, позволяющей преодолевать психологические барьеры мышления, развивать способность к абстрактномумышлению и за счет этого в процессе обучения, основанном на достижении конкретных созидательных целей, формировать продуктивные знания, генерирующие новые знания; Рис. <...> Креативная педагогика представляет собой отрасль педагогики, поэтому категориальный аппарат педагогики является основополагающим и для рассматриваемой нами дисциплины. <...> Создание педагогических ситуаций по преодолению затруднений, самостоятельному решению <...>
Креативная_педагогика._Методология,_теория,_практика_.pdf
Креативная
6-е издание, электронное
Под редакцией
доктора технических наук,
профессора В. В. Попова,
академика РАО Ю. Г. Круглова
педагогика
Методология, теория, практика
Москва
Лаборатория знаний
2021
Стр.2
УДК 37.0
ББК 74.58
К79
к. т. н. А. И. Башмаков; к. т. н., проф. И. А. Башмаков; к. т. н., проф.
А. И. Владимиров; д. п. н., проф. С. Н. Глазачев; член-корр. РАН В. А. Грачев;
Н. А. Дегтярева; к. т. н. Д. Н. Жедяевский; д. и. н., проф. А. А. Коробейников;
д. т. н., проф. С. В. Коршунов; акад. РАО Ю. Г. Круглов;
акад. РАО А. А. Кузнецов; Т. Б. Малых; д. э. н., проф. В. Г. Мартынов;
д. т. н., проф. В. В. Попов; А. В. Сазонова; к. филос. н., проф. М. Н. Филатова;
д. т. н., проф. А. А. Харин; д. т. н., проф. Х. Д. Чеченов; д. э. н.,
проф. Ю. В. Шленов
А в т о р с к и й к о л л е к т и в:
доктор техн. наук, профессор Г. Д. Волкова
доктор пед. наук, профессор И. И. Легостаев
Р е ц е н з е н т ы:
К79
Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под
ISBN 978-5-93208-539-4
В монографии представлен анализ состояния современного образования,
ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. —
6-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2021. — 322 с. —
Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул.
экрана. — Текст : электронный.
определены основные проблемы и противоречия в системе профессионального
образования, дан парадигмальный анализ традиционных и инновационных
подходов к обучению, его организации. Приведены сведения о различных
методах активизации творческой деятельности и развития творческих способностей.
Рассмотрены философско-методологическое основание креативной
дидактики, основные компоненты креативно-ориентированного образовательного
процесса: содержание, средства обучения, методы обучения, подходы
к их классификации и стандартизации. Приведены критерии креативности
учебных программ, учебников и учебных пособий. Предложена креативная
педагогическая технология обучения и результаты ее апробации по одному
из наиболее разработанных направлений профессионального образования —
обучению инженерному творчеству.
Книга предназначена для педагогов высшей школы, а также для специалистов,
докторантов, аспирантов, ведущих исследования на инновационных
педагогических площадках.
УДК 37.0
ББК 74.58
Деривативное издание на основе печатного аналога: Креативная педагогика.
Методология, теория, практика / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО
Ю. Г. Круглова. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 319 с. :
ил. — ISBN 978-5-9963-1125-5.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации
ISBN 978-5-93208-539-4
© Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Образование в XXI в.: подготовка творчески
активных специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Состояние системы образования: проблемы
и потребности ......................................9
1.2. Новые цели и задачи образования .................... 20
1.3. Существующие традиционные и инновационные
подходы и технологии в образовании.................. 23
Глава 2. Философские и методологические основы
креативной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.1. Место креативной педагогики в системе наук о человеке.
Предмет и объект исследования креативной
педагогики .......................................40
2.2. Категориальный аппарат креативной педагогики ....... 46
2.3. Подходы к проблеме творчества в познавательной
деятельности человека.............................. 53
2.4. Методы и средства активизации творческого мышления
в процессе обучения ................................60
2.5. Методыанализа и выявленияпотребностейчеловека ....... 76
Глава 3. Сущность креативного педагогического процесса
и средства его информационнотехнологической
поддержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3.1. Цели и задачи креативной педагогики................. 88
3.2. Содержательный компонент педагогического
процесса .........................................92
3.3. Методы и средства обучения ......................... 96
3.4. Виды компьютерных средств обучения
и их особенности .................................113
3.5. Классификация образовательных информационных
ресурсов ........................................142
Стр.4
4
Оглавление
3.6. Стандартизация технологий электронного обучения .... 157
3.6.1.Общие сведения ............................. 157
3.6.2.Сопряжение компьютерных средств обучения
с системами управления учебным процессом ..... 159
3.6.3.Разработки AICC ............................ 165
3.6.4.Разработки IMS ............................. 169
3.6.5.Разработки LTSC ............................ 183
3.6.6.Разработки ADL ............................ 187
Глава 4. Предлагаемая креативная педагогическая
технология и ее апробация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
4.1. Критерии креативности учебных программ, учебников
и учебных пособий ...............................194
4.2. Сущность новой креативной педагогической
технологии ......................................197
4.3. Средства компьютерной поддержки креативной
педагогики ......................................204
4.3.1.Система интеллектуальной информационной
поддержки учебного процесса, основанного
на креативной педагогике .................... 204
4.3.2.Виртуальный фонд естественно-научных
и научно-технических эффектов
«Эффективная физика» ...................... 213
4.3.3.Межотраслевая Интернет-система поиска
и синтеза физических принципов действия
преобразователей энергии .................... 223
4.3.4.Автоматизированная система поиска и синтеза
структур бизнес-процессов коммерциализации
результатов научно-технической деятельности . . . 234
4.3.5.Инструментальные средства мониторинга
социально-экономических характеристик на основе
организации социологических опросов
в Интернете ................................247
4.4. Апробация креативной педагогической технологии .... 260
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Список аббревиатур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Стр.5